×

Минский фарфоровый завод

История производства белорусского фарфора началась в 1779 году, когда в Телеханах появилась первая фаянсовая мануфактура, работавшая на местном сырье 50 лет. Здесь выпускали фаянсовые изделия, богато декорированные рельефными узорами, которые покрывали белой глазурью, по верху делали многоцветные росписи [1].

Первые годы работы завода
В 1883 г. в Минске на ул. Николаевской В. Поляком основано изразцово-гончарное производство.

Фото прислал Дмитрий Наумов

В 1894 г. на заводе работало 38 мужчин, 6 женщин, 3 мальчика-подростка. Изготавливали изразцы, терракотовые украшения, кирпич.

Фото прислал Дмитрий Наумов

В 1912 г. предприятие принадлежало Фрумкину. Численность работников составляла 6 человек. После революции в 1920 г. завод передан в ведение Минского городского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Началось преобразование предприятия - расширялись площади, наращивались мощности, ручной труд постепенно заменялся машинным, увеличивался выпуск продукции [2].

В 1930-е гг. предприятие выпускало из местной глины глазурованные кафели, серые плитки, боковые глазурованные цоколи, угловые и боковые постаменты. Пытались наладить производство гончарной посуды, но качество сырья оставляло желать лучшего. В январе 1939 года завод вошел в структуру Минского областного управления легкой промышленности [2].

Послевоенное время
После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков многое пришлось восстанавливать и начинать заново. Так уже в 1946 году завод выпускает угловые глазурованные и неглазурованные изразцы и кафели в общей сложности свыше 520 тысяч штук. Фигурные детали формовались на ручных станках, а простые – на коленно-рычажном прессе [3].

В 1948 году было организованно производство силикат-глыб-заготовок для стеклоизделий.
В 1950 году вступил в строй горн и 20-тонный газогенератор, что позволило более успешно осуществлять обжиг керамической массы. Качественные изменения технологических процессов привели к применению нового названия предприятия: 15 марта 1951 года Минского изразцовый завод переименовали в фарфорово-фаянсовый. Эту дату принято считать днем рождения белорусского фарфора.

В 1953 году начато и завершено строительство цеха радиокерамики, а с января 1954 года налажен выпуск фарфоровых (беспроволочных) сопротивлений высокой стабильности.

Ваза “70 лет Сталину” (“Беларусь савецкая”), была экспонатом выставки “Десять веков искусству Беларуссии”. Ваза изготовлена на Минском фарфоровым заводе в 1955 г. к декаде литературы и искусства БССР в Москве.  На вазе – портреты Сталина и Ленина, выдержка из обращения белорусского народа к Сталину, медальоны с изображениями гордости  БССР - эмблема автозавода и 25-тонны грузовик, эмблема тракторного завода и изображение трактора. Украшена ваза венками из клевера и колосков и традиционным орнаментом. Модельщиком и художником-живописцем были работники завода Игорь Конюх и Иван Прохоров. Автор работы - Николай Михолап.

Мікалай Пракопавіч Міхалап (1886–1979) – мянчук, выпускнік вучылішча барона Штыгліца, першым кіраўніком аддзялення керамікі ў Віцебскім мастацкім вучылішчы. Традыцыйную беларускую кераміку Міхалап збіраў усё жыццё, і пасля яго смерці калекцыю перадалі ў Музей старажытнабеларускага мастацтва.

Пры Міхалапу ў 1930-я пачала фарміравацца калекцыя мастацкага музея: з Ленінграда, Масквы, музеяў Мінска, Віцебска, Магілёва, Гомеля, сядзіб і палацаў Заходняй Беларусі (у тым ліку радзівілаўскімі зборамі). На пачатак вайны фонды налічвалі 2711 твораў, з якіх 400 у экспазіцыі. Аднак у пачатку вайны вывезці калекцыю не змаглі, і за яе ўзяліся нацысты: нешта разрабавалі салдаты вермахту, большасць звёз у рэйх дырэктар Дрэздэнскай галерэі Посэ. Пасля вайны ў Мінск вярнулася малая частка: калекцыя нясвіжскіх партрэтаў, адшуканая савецкім войскам, ды экспанаты, якія ў пачатку вайны былі на экспанаванні ў Расіі. Улады абвінавацілі дырэктара музея ў гэтых стратах.

У паваенныя дзесяцігоддзі Міхалап працаваў дызайнерам, дапамагаў фарфораваму заводу. Вось адзін з яго вырабаў - "Мыш на кавалку сыра" [6].

 

С 15 июля 1957 года фарфорово-фаянсовый завод перешел в систему управления стекольной и химической промышленности БССР [4].

В 1961 г.выпуск фаянса был прекращен, название завода поменялось на Минский фарфоровый завод.

Клеймы минского завода - [7].

 

В 1962 г. вступил в строй действующих цех хозяйственной посуды (чайные сервизы, кружки, чашки, блюдца, декоративные вазы, статуэтки).

В 1963 г. на заводе создан экспериментально-художественный отдел, задачей которого стала разработка заказов торговли, а также новых видов изделий и декора с учетом запросов населения. Белорусский фарфор как вид прикладного искусства начинает обретать свое лицо [3].






1960-е - 1980-е гг.
В 1971 году на минском фарфоровом заводе осваивают выпуск еще одного вида продукции коврово-мозаичных стеклоплиток.
[4]

В 1973 году вступил в строй живописно-сортировочный цех.
В 1979 году введен в действие комплексно-механизированный цех, рассчитанный на ежегодный выпуск 5.4 млн изделий столового ассортимента.



В первом квартале 1983 года сдан в эксплуатацию блок вспомогательных цехов площадью шесть тысяч квадратных метров. В 1983 году номенклатуру продукции завода составляли почти 600 наименований предметов различного назначения. В этом же году завод награжден орденом «Знак почета».



В 1993 г. Минский фарфоровый завод преобразован в открытое акционерное общество. В последующие годы вплоть до кризиса 90-х годов завод продолжал постепенное развитие [4].

Накануне закрытия завод имел следующие цеха: цех полых изделий, цех плоских изделий, цех радиокерамики, цех огнеупоров и лаборатории. В 2009 году было принято решение о закрытии завода, который сдал позиции своему конкуренту – Добрушскому фарфоровому заводу.

Продукция завода
В 1960-е – 1980-е гг. художественные произведения и предметы утвари создают Л. Я. Богданов (сервиз «Ажурный»; чайный сервиз «Зимний», 1960-е гг.; фляги, 1966 г., кофейный набор «Жёлудь», 1976 г., набор чайников, фарфор, 1977 г.; вазы, набор для специй, 1978 г., все – фарфор), А. В. Литвиненко (чайно-кофейный сервиз, кофейный сервиз, 1977 г., ваза, 1980 г., все – фарфор), В. А. Леонтович (набор «Зубровка», 1967 г., сервиз «Бабочка», 1974 г., блюдо «Голубой орнамент», 1976 г., чайный сервиз «Раубичи», 1980 г., все – фарфор), В. Е. Данчук (ваза и пепельница, 1976 г.), А. Я . Федусь (прибор «Нежный» – 1960-е гг.; вазы, блюда, пепельница, 1978–1979 гг.), В. А . Кириленко (фляги, вазы, 1975 г.) [2].

Чайник «Контрастный». Авторы В.Гаврилов, В.Леонтович [5].
Графин «Старка». Автор В.Леонтович [5].
Набор чайный «Весенний» и чайный сервиз «Кобальтовый». Авторы Л.Богданов, В.Гаврилов, А. Литвиненко, В.Леонтович, А.Федусь [5].

Среди скульптурных образов – композиции В. Г. Гаврилова «Золотой рожок» (1964 г., фарфор), М. В. Беляева «На камешке» (1965 г., фарфор), В. Н. Филимонова «Аисты» (1965 г., фарфор), В. Е. Д анчук «Иванушка» (1973 г., фарфор), В. И. Юдицкого «Рябинка» (фигура девушки, 1963 г., фарфор), «Ягодка» (1975 г., фарфор), «Белорусский танец» Л. Я. Богданова (1963 г., фарфор), Я. Печкина «Зубр» (1960 е гг., фарфор) [2].










Среди произведений сер. 1960-х гг. известны изделия, исполненные в шамоте, Ф. Зильберта (набор кашпо для кактусов), декоративные вазы для фойе театров и клубов В. Г. Гаврилова, А. Кищенко и др. [2].

В 1960-е гг. разработана техника живописи на изделиях из шамота с использованием окислов солей и глазури высокого огня. В технике шамота с подкраской цветными ангобами и окислами металлов исполнены произведения Л. Я. Богданова («Козёл», «Гриб-боровик», «В загс», «Малышки», «Хлеб-соль», «Торговка керамикой») [2].

Продукция завода была востребована (а где было взять другую?). Помню, у нас дома было несколько статуэток, чашек и сервизов этого завода. Что-то дожило и до наших дней.

1964 г. Мне - 3 года. На фото, как минимум, две фигурки Минского фарфорового завода - "Клоун" и "Девочка с курочками". Фото деда - Иванова Н.А.
1964 г. Мне - 3 года. На фото  статуэтка Минского фарфорового завода - "Борзые". Фото деда - Иванова Н.А.

Так выглядит место сноса фарфорового завода на сегодня (2018 г.).

Февраль 2018 г. Фото Олега Гришина
Февраль 2018 г. Фото Олега Гришина

 

Источники
1. https://news.tut.by/economics/142741.html
2. http://minsk.farfor.su/
3. https://kupifar4.ru/products/category/minsk
4. https://mmet.livejournal.com/74426.html
5. Белорусский фарфор, (Изоматериал). Мин-во промышленности строительных материалов БССР, Минск, Полымя, печ. 1972.
6. http://starazhouka.livejournal.com/3609.html
7. Насоновы И. и С., Дворкин, Г.Л. Марки советского фарфора, фаянса и майолики.
1917-1991 (в 2-х тт.)

Telegram

Читайте еще