×

Петропавловская церковь

ул. Немига, 4

ул. Раковская (бывшая ул. Островского), 4.

Это здание не только памятник архитектуры XVII в. Оно является одним из самых древних строений в Минске, сохранившихся до наших дней. В народе церковь называлась «желтой» по цвету стен. Связанные с ней события представляют интерес не только для историков и архитекторов, но и для всех жителей Минска, интересующихся судьбой нашего города, его прошлым и будущим.

Петропавловская церковь, 15 К
Так выглядела церковь в начале ХХ века.

В XVI в крымский хан сжег Минск, почти все жители были уничтожены или угнаны в плен. Но постепенно город вновь заселился людьми. В то время в Беларуси господствовала католическая церковь, поэтому православных жителей в Минске было немного. Подвергавшиеся притеснениям, они все же создали в городе свою общину. Православное братство решило построить на свои собственные средства большую каменную церковь. Здесь же должен был находиться мужской монастырь, а также русская православная школа, типография для печатания религиозных славянских изданий и больница для бедных.

Православная княжна Авдотья Григорьевна Друцкая-Горская, вдова королевского маршалка Богдана Стеткевича, поддержала общину, и в 1611 году для строительства монастыря с церковью особой дарственной грамотой подарила городу «на вечные времена» участок земли недалеко от р. Свислочи. В этом же году еще 52 богатых горожанина пожертвовали деньги. Полный список их имен хранится в алтаре собора. В следующем, 1612 г., минские жители решили начать на этом месте строительство. Им помогали прибывшие из виленского православного Свято-Духова монастыря Петра и Павла иноки, которые «незамедлительно приступили» к строительству. Строительство велось под руководством игумена Павла Домжавы.

Католическая шляхта не желала строительства в городе православного храма, а тем более монастыря. Православной общине дважды предлагали прекратить строительство, ссылаясь на королевские указы о запрете самовольной постройки церквей.
Несмотря на это, в 1613 г. строительство монастырского храма было в основном закончено. Он был назван Петро-Павловским во имя апостолов Петра и Павла.. В этом же году здесь поселились монахи, приехавшие из Вильно, и начались ежедневные службы. Через 4 года при монастыре уже существовала православная школа.

Католические служители, однако, не желали распространения в Минске «русской» веры и русских обычаев (отношения Польши и Москвы в это время были напряженными). Церковь и монастырь пытались закрыть, а здание передать униатским священнослужителям. Однако, несмотря на притеснения, монастырь приобретал все большее влияние: в 1613 (1633) году сам король Речи Посполитой Владислав IY даровал монастырю привилегии — держать школу для людей христианских и их детей, а также иметь типографию. В 1620 г. строительство каменной церкви и монастыря на пересечении улиц Немиги и Раковской, успешно завершилось.

В бурные годы борьбы трех вер — католической, униатской и православной и, соответственно, трех различных социальных течений создание православного монастыря с церковью было ценным актом для горожан. Церковь служила не только оплотом веры, но и носителем славянской письменности, а часто и вполне надежной крепостью со своими толстыми стенами и узкими высоко расположенными окнами — бойницами.

Еще в 1617 г, после открытия Петропавловской церковной школы, униатские священники устроили избиение учеников. Два года спустя толпа фанатичных униатов решила разгромить монастырь. Монахи и прибывшие к ним на помощь несколько местных жителей три дня отбивались от разъяренной толпы. В 1734 г толпа польских шляхтичей учинила в церкви разгром. После этого монастырь пришел в упадок. К 1787 г в нем жили лишь 5 монахов. Да и православных оставалось в Минске немного. Горожане придерживались в основном католической и униатской веры.

Изображение Свято-Петропавловского монастыря на печати из хлебного мякиша, 1763 — 1764 гг. [57].

В 1793 г после 2-го раздела Польши город был присоединен к России. Петропавловский мужской монастырь упразднили.

4 K
Петропавловская церковь

К 1795 г храм сильно обветшал. Бывшему тогда первому губернаторскому архитектору Ф. Крамеру было поручено выполнить проект переустройства храма, «однако без излишеств», на пожертвованные Екатериной II 7000 рублей серебром. В обновленной в 1795 г церкви находился Минский кафедральный собор, названный в 1795 г Екатерининским в честь русской императрицы. Царица сделала новой церкви подарки: свой личный гардероб и три небольших серебряных подсвечника. В 1797 г на богослужении в церкви присутствовал новый русский император Павел Первый, оставшийся довольным устройством здания и церковной службой.

Однако минские церковные власти пришли к выводу, что собор находится на очень неудачном и непривлекательном месте. Кафедральный собор был перенесен, а бывший главный минский храм превратился в обычную Екатерининскую церковь.

В 1812 г. во время французской оккупации храм был превращен неприятелем в лазарет, а все церковное имущество и утварь были разграблены или испорчены. Нанесённый ущерб оказался таким большим, что богослужения нельзя было проводить до марта 1814 года.

После изгнания армии Наполеона здание церкви отремонтировали на средства, отпущенные правительством. С этого времени в течение более чем столетнего периода Екатерининская церковь на Немиге выполняла роль идеолога русского самодержавия. В 1871 — 75 гг. пришедший в ветхость храм был почти полностью перестроен. Над храмом воздвигли большой купол, полностью переделали иконостас и расписали стены. По свидетельству современников, своим благолепием художественная роспись стен собора не уступала фрескам храма Христа Спасителя в Москве. После ремонта правый придел собора был переосвящён во имя святителя Николая Чудотворца.

Во второй половине XIX века к Свято-Екатерининскому собору было приписано несколько храмов: Свято-Покровская церковь в Крупцах, церковь во имя св. Марии Магдалины на Переспинском кладбище (Сторожёвка), а также часовни Свято-Ильинская в Цне и Свято-Иоанно-Предтеченская в Большой Слепянке.

В 1913 году при соборе, по документам, насчитывалось 5698 прихожан. Причт собора состоял из настоятеля, трёх священников, диакона и четырёх псаломщиков.

После установления Советской власти началось повсеместное гонение на церковь. В 1933 г. храм был закрыт, а его имущество подверглось разграблению. В самом соборе был устроен склад. Внутреннее пространство храма разделили на три этажа. На первом этаже хранилась сельдь. По свидетельствам старожилов, весь церковный двор и ограда были завалены бочками от сельди.

Петропавловская церковь, 14 К
Петропавловская церковь

Вскоре после оккупации Минска немецкими войсками богослужения, по инициативе прихожан, были возобновлены. Произошло это 7 декабря 1941 года. Архиепископом Филофеем (Нарко) главный престол храма был переосвящён во имя святых апостолов Петра и Павла, а несколько позднее был освящен правый придел во имя св. Екатерины.

Затем в Петропавловский собор была внесена чудотворная Минская икона Божией Матери, нашедший здесь приют на всё тревожное военное время. Службы в храме совершались до конца 1944 года, однако, по причине проходившей рядом с церковью границей еврейского гетто, были малолюдны.

Во время войны при налетах как немецкой, так и нашей авиации в храме от бомбежек укрывались жители близлежащих домов.
В июле 1944 г. вскоре после освобождения Минска храм был закрыт. Настоятель храма и другие церковные служащие были осуждены и получили разные сроки заключения. С тех пор служба в храме не проводились почти полвека.
Храм был сильно поврежден в годы Великой Отечественной войны.

После войны здание отремонтировали и в нем долгое время находился государственный архив.

В раннем христианстве церкви назывались домами молитвы. Выгоняя торговцев из храма, Иисус сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». Именно эти слова когда-то украшали фасад храма. Ее много раз заштукатуривали и закрашивали, но она через некоторое время упрямо проявлялась вновь. Во время последней реставрации надпись заделали качественно — теперь она не видна.

Петропавловская церковь, 34 К
1968 г. Фото Воложинского В.Г.
1960-е гг. фото Дитлова 

В 1972-79 гг. церковь была в очередной раз реконструирована (арх. А.И. Курто). Разрушен притвор, восстановлена снесенная в войну снарядом северная башня. В процессе реставрации храм обрёл по замыслу реставраторов предположительно первоначальный облик.

Вид с путепровода, соединяющего пл. Свободы и пр. Победителей.

Петропавловская церковь, 36 К
Церковь после реставрации. Конец 1970-х — [7].
Разрушенная Немига и церковь. Фото из личного архива Дмитрия Маслий, 1977 г.

7 декабря 1991 г. в Петропавловском соборе был совершен первый за 46 лет молебен. Незадолго до этого события, 16 июня, храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Войдя в алтарную часть, он окропил стены древнего собора святой водой, благословив их освобождение.

В июне 1993 года в собор благоговейно была внесена икона Трёх Виленских мучеников — Антония, Иоанна и Евстафия. Торжественным крестным ходом она была доставлена в Минск из г. Вильнюса. В эту икону, написанную смоленским иконописцем, после совершения Литургии и молебна в Виленском Свято-Духовом монастыре были вложены частицы мощей святых мучеников, покоящихся в монастырском храме.

В 1997 г. над центральной алтарной частью собора установлен позолоченный кованый крест, а в 1999 г. такие же кресты увенчали две башни храма.

6 апреля 1999 г. были освещены и подняты на звонницу 8 вновь отлитых колоколов. В январе 2001 г. их число дополнилось еще одним, самым большим. В церкви хранится икона Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия с частицами их мощей.

Екатерининская церковь — это часть истории Минска. Когда-то в ней были похоронены горожане, являвшиеся, возможно, предками кого-либо из нас. Фамилия и имя одной из похороненных здесь женщин стали известны в ходе реставрационных работ, проводимых в 70-е годы ХХ в. В стене храма, на его западном фасаде, под шестидесятисантиметровым наплывом кладки был обнаружен участок первоначальной стены с вмурованным в нее камнем. На камне сохранилась надпись на кириллице, из которой узнали, что здесь в 1625 г. была похоронена жительница Минска Яроцкая Мария Ивановна. Она прожила 39 лет и была погребена «при церкви святых апостолов Петра и Павла».

Фото Александра Макетерчика, 2004
Каля царквы Сьвятых апосталаў Пятра і Паўла
У правалаўных вернікаў Мінска — вербная нядзеля. Каля царквы Сьвятых апосталаў Пятра і Паўла. Фота Валерыя Інюткіна 05.04.2015
Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская "Басталия". Фото Федора Сороки
Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская "Басталия". Фото Федора Сороки
Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская "Басталия". Фото Федора Сороки
Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская "Басталия". Фото Федора Сороки
Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская "Басталия". Фото Федора Сороки
Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская "Басталия". Фото Федора Сороки

Примечание

 Творческая мастерская «Басталія» — специализированная компания, которая предлагает услуги в области реставрации и дизайнерской деятельности

 

 

ул. Немига, 4
Instagram
Instagram

Читайте еще