×

Костел и монастырь доминиканцев (не существует)

Страничка создана на основе статьи блогера darriuss
(публикация в ЖЖ 20 марта 2008 г.
https://darriuss.livejournal.com/271274.html)
с некоторыми изменениями и дополнениями

Монастырь ордена доминиканцев в Минске находился в юго-восточной части ансамбля Верхнего Рынка, ограниченной улицами Волоцкой (сейчас Интернациональная) и Доминиканской (Энгельса).

3-доминиканский монастырь

В нашем городе монахи-доминиканцы* появились одними из первых среди римско-католических орденов.

Отец-доминиканец. Облачение доминиканца (хабит) - белая туника, кожаный пояс с чётками, белый скапулярий, белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Кляштар (монастырь) с деревянным костёлом ещё в 1600 г. начала строить Софья Слушка, происходившая из магнатского рода Завишей. В 1604 г. через Минск из-под Москвы с богатой добычей возвращалось рыцарство Речи Посполитой. Увидев незавершённое строительство, шляхтичи решили сброситься вскладчину по количеству коней, назвав это «копытковым сбором», и пожертвовать собранное на монастырь. Благодаря этому монастырский комплекс с костёлом быстро были закончены, и уже на генеральном капитуле 1605 г. в Риме орден доминиканцев принял его в дар. Вскоре после этого Слушка выписала из Вильни монахов и поселила их в Минске.

Пожалуй, это самое старое изображение Верхнего рынка. На переднем плане - ратуша, рядом и левее - Святодуховский монастырь, а вверху по центру - костел Св.Фомы Аквинского. (До комплекса униатских базилианских монастырей на этом месте располагалась деревянная православная церковь, датируемая XVI веком. В начале XVII века в районе православной церкви был основан мужской монастырь, получивший название Святодуховского. Этот момент можно считать началом истории базилианских монастырей в Минске) .

Совсем скоро минский воевода Петр Тышкевич прикупил земли на Верхнем Рынке на перекрёстке улиц Волоцкой и Доминиканской и в 1615 г. (по другим сведениям в 1640 г. по фундушу Марцибеллины Глебович) начал строить для доминиканцев уже каменные костёл и монастырский корпус.

Главный фасад костела Св. Фомы (Тамаша) Аквинского

Об этом сообщает и Павел Шпилевский:
"В 1615 году на отпущенную стольником Великого княжества Литовского, речицким старостой Петром Тышкевичем сумму построен богатый каменный доминиканский костел и монастырь, от которых получила название нынешняя Доминиканская улица". /П.М.Шпилевский. "Путешествие по Полесью и Белорусскому краю". Минск. "Беларусь". 2004. с. 134/

К середине XVII века в этой части города был возведён костёл под титулом св. Фомы Аквинского и монастырь на 12 монахов. Это был второй каменный храм Минска после построенной незадолго до этого Петропавловской (Желтой) церкви на Немиге.

Красной стрелкой показано расположение костела и монастыря доминиканцев. План Минска. 90-е годы XVIII в.

Интерьеры святыни были украшены фресками. Грандиозный комплекс монастыря и костела занимал целый квартал. Здесь был прекрасный сад, а костел был обнесен высоким каменным ограждением с брамой-звонницей.

Реконструкция Верхнего города. Доминиканский костёл св. Фомы Аквинского располагается в правом верхнем углу рисунка.

После реконструкций 1709 и 1781 годов комплекс кляштара приобрел черты барокко. К правой стороне пресбитерия ещё в 1703 г. был пристроен «в одну линию» двухэтажный монастырский корпус, входная часть которого обозначалась ризолитом с фигурным фронтоном. Планировка корпуса была коридорной, за ним находился сад и деревянные хозяйственные постройки: 2 флигеля, амбар, конюшня. Перед костёлом же стояла двухбашенная брама.

        


Костёл представлял собой 3-нефовую базилику с прямоугольной апсидой. Богато декорированный главный фасад завершался фигурным фронтоном с волютами, над которым возвышалась небольшая башенка под куполом с крестом. Особенно интересно размещение двух часовен при главном фасаде: их завершали большие световые 8-гранные барабаны под куполами с головками, похожие на невысокие башни. Под левой и правой часовнями соответственно находились склепы их фундаторов - магнатских семей Глебовичей и Завишей. Центральный неф перекрывался цилиндрическим сводом, боковые – крестовыми. Интерьер украшали – и в этом доминиканский костёл превосходил все остальные католические храмы Минско-Могилёвского архидиоцеза – целых 14 резных алтарей. К ним добавлялись 8 гербов инициаторов «копыткового сбора». На хорах стоял самый большой и красивый минский орган – на 24 голоса.

 

План костёла и монастырского корпуса. Цифрами обозначены алтари, 13 - каплица Глебовичей, 14 - каплица Завишей.

Комплекс доминиканского монастыря играл роль одного из оборонительных форпостов города. Вообще в структуре городов Беларуси доминиканские монастыри были композиционными акцентами, имели важное стратегическое значение (например, в Гродно доминиканский монастырь защищал северное направление, в Минске - восточное).

Проезжавшие через город путешественники отмечали великолепие и богатство костела, бывшего в XVII в. главным католическим храмом городского центра. Стольник Петра I П.Толстой восхищались его органом.

Австрийский дипломат,  секретарь посольства и автор скандальной книги о Московии Иоганн Георг Корб (Ёган Корб) писал: 

"У чацвёртай гадзіны апоўдні прыехалі мы ў Менск. У Менску была днёўка. Абедню мы адслужылі ў езуітаў. Нам казалі, што тутэйшы езуіцкі калегіум не мае дастатковых фундушоў, пры ўсім тым, аднак жа, у ім меецца 12 манахаў. Базыльяне, бернардынцы і босыя таксама жывуць бедна. Адзін толькі касцёл дамініканаў прыбраны лепей іншых". /Diarium itineris in Moscoviam perillustris... (Дыярыуш падарожжа ў Масковію, выданне 1698г./

Чешский путешественник Бернгард Леопольд Франциск Таннер (Бернгард Танер) отмечал: 
"Гэта – горад вялікі, шырока раскінуўся па ўзгорках і далінах. Ён пацярпеў ад масквітаў, якія ператварылі яго амаль у разваліны; але з цягам часу стаў ён прымаць лепшы выгляд: манастыры дамініканцаў і францысканцаў, калегія айцоў братэрства Ісусава, якім падстава ўжо пакладзена, ізноў нададуць гораду немалую красу". /Бернгард Танер. Legatio Polono-Lithuanica in Moscoviam... (Пасольства польска-літоўскае ў Масковію (1678 г.. - Нюрнберг, 1689)/

Московский вревода Василий Арсеньев в 1656 г. писал из Минска, что "...костел... добре велик, каменной и высок" /Беларускі архіў, т.3, с.204/

После создания минского диоцеза в 1798 г. часть корпуса доминиканского монастыря передали под резиденцию епископа. После пожара 1809 г., уничтожившего Фарный костёл на Троицкой горе, её парафия численностью в 3000 верующих была приписана к костёлу св. Фомы, и в таком виде монастырь действовал до 1832 г., когда его ликвидировали, а монахов выслали.

Слева от ратуши веден костел доминиканцев. Рисунок неизвестного художника. Конец XVIII - начало XIX в. Оригинал хранится в отделе искусств Львовской научной библиотеки им. В.Стефаника.
Верхний Рынок. Фрагмент. Слева - бывший мужской базилианский монастырь, далее - доминиканский костёл. На часовнях уже отсутствуют башенки. Снимок 1860-х гг.
Красной стрелкой показан доминиканский костел

Костёл был переведён в ранг парафиальных и реконсекрирован как наследник Фары под титулом Пресвятой Троицы. С 1840 г. троицкую парафию перевели в костёл на Золотой Горке, а бывший доминиканский монастырь перестроили под католическую семинарию. При этом внутреннее пространство костёла было разделено перекрытиями на 3 этажа, из которых нижние два занимали клирики, а на третьем размещалась часовня св. Тадеуша (апостола Фаддея).

рисунок В.Стащенюка
Начало ХХ в. Костёл уже перестроен.
На фото видны рельсы  линии минской конки

 

После закрытия семинарии в 1869 г. весь комплекс приспособили под казармы и офицерский клуб. В это же время был разобран уникальный орган ХVII века, послушать который в 1830-х приходил будущий известный композитор Станислав Монюшко, чья семья жила в доме напротив. Годы спустя, работая органистом в виленском соборе Святого Яна, Монюшко не раз вспоминал этот свой первый орган. 

Во второй половине XIX в. (у darriuss - 1905 г.)**  верх фронтона костёла разобрали, а на его месте появилась деревянная пожарная вышка.

**Исследователь пожарного дела Андрей Готин, проведя ни один год в архивах, изучал строительство пожарных каланчей в Минске. Он указывает вторую половину XIX в. - что более вероятно.

Вид на костел с улицы Петропавловской (название с середины XIX века, ранее – Доминиканская, ныне Энгельса). Фото датировано 1880-ми гг.
Здание костела справа.
Каланча на древнем костеле доминиканцев. Рисунок с натуры.
1901-1919 гг.
Костел доминиканцев с пожарной вышкой
На переднем плане Полицейский мост. Слева видна пожарная вышка, установленная на костеле доминиканцев. Фото 1912 г.



Обложка выпуска польского иллюстрированного еженедельника "Tygodnik Ilustrowany "  (общепольский литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный еженедельный журнал, печатавшийся в Варшаве в 1859—1939 годах), посвященного Минщине. Май-июнь 1918 г.

Один из красивейших не только в Минске, но и во всей Беларуси памятников барокко – комплекс бывшего доминиканского монастыря – 5 июля 1926 г. был объявлен памятником архитектуры, находящимся под охраной государства.

Комплекс Дамініканскага кляштара, у якім ў 1921—1922 гг. размяшчаўся Мінскі канцэнтрацыйны працоўны лагер.

"Работы па стварэнні ў Мінску канцэнтрацыйнага лагера былі адноўленыя адразу пасля арганізацыі 20 снежня 1920 г. аддзела прымусовай працы НКУС ССРБ. Спачатку трэба было вызначыцца з месцам размяшчэння лагера. У першыя дні студзеня 1921 г. супрацоўнікі аддзела вырашылі выкарыстаць пяць будынкаў на рагу вуліц Петрапаўлаўскай (сучасная вул. Ф.Энгельса) і Падгорнай (сучасная вул. К.Маркса). Аднак выявілася, што гэтыя будынкі знаходзяцца ў дрэнным стане, а іх рамонт вымагае значных выдаткаў. Таму аддзел прымусовай працы абраў будынак былога духоўнага вучылішча на рагу плошчы Свабоды і вуліцы Койданаўскай (сучасная вул. Рэвалюцыйная). Аднак да таго часу будынак былога духоўнага вучылішча ўжо перадалі для правядзення там армейскіх пяхотных курсаў. У сярэдзіне студзеня супрацоўнікі НКУС аглядалі дом Кантаровіча па адрасе: вул. Аляксандраўская (сучасная вул. М.Багдановіча), 36. Але і ѐн не падышоў, бо быў перанаселены жыльцамі, а самае галоўнае — ужо змяшчаў школу і дзіцячы садок.

Ва ўмовах дэфіцыту жыллѐвага фонду ў сталіцы для вырашэння пытання аб месцазнаходжанні канцлагера спатрэбілася ўмяшанне асабіста наркама ўнутраных спраў ССРБ Я.Адамовіча. Ён загадаў вызваліць пад канцлагер комплекс Дамініканскага кляштара, які займаў плошчу каля 2 га, абмежаваную вуліцамі Петрапаўлаўскай, Крашчэнскай (сучасная вул. Інтэрнацыянальная) і Юр'еўскай (сѐння на яе месцы знаходзіцца Палац Рэспублікі). Да будынкаў кляштара падвялі электрычнасць, вакол іх усталявалі плот з калючым дротам, на вокны паставілі краты. Памяшканні адрамантавалі, зрабілі санітарную ачыстку, абсталявалі хлебапякарню, лазню, пральню, сушыльню, каравульныя памяшканні. Таксама былі арганізаваны механічная, шавецкая, сталярная, рымарская, кравецкая, мылаваранная майстэрні.
У апошнія дні сакавіка 1921 г. Мінскі канцлагер, разлічаны на 300 чалавек, быў адкрыты. Да 6 красавіка ў ім ужо знаходзіўся 71 зняволены.

Для аховы Мінскага канцлагера была выдзелена каманда ў колькасці 54 чалавек 148-га палка войскаў унутранай службы рэспублікі. Аднак праз дзесяць дзѐн 18 чырвонаармейцаў з гэтай каманды звольніліся ў запас па выслузе гадоў, а неўзабаве полк быў перамешчаны за межы рэспублікі на перафарміраванне. У сувязі з гэтым аддзел прымусовай працы мусіў тэрмінова замяняць чырвонаармейцаў міліцыянерамі. Да ліпеня 1921 г. лагер ужо цалкам ахоўваўся міліцэйскай камандай, якая складалася з 46 чалавек на чале з начальнікам каманды, каравульным начальнікам, яго памочнікам, а таксама палітычным кіраўніком".

"У маі 1922 г. пры лагеры быў арганізаваны "першы ў РСФСР" рэфарматорыўм для непаўналетніх злачынцаў.

Пастановай калегіі НКУС ад 27 кастрычніка 1921 г. ва ўмовах пераходу ад ваеннага камунізму да нэпа Мінскі канцэнтрацыйны лагер быў перайменаваны ў "лагер Працы". У прыватнасці, адзначалася, што новая назва "найбольш яскрава адпавядае сапраўднаму стану рэчаў у лагеры ".

А ў сакавіку 1922 г. у "Звяздзе" з'явіўся невялікі артыкул, у якім лагер маляваўся як узорнае эканамічнае прадпрыемства, дзе клопат аб людзях з'яўляўся не менш важнай задачай адміністрацыі, чым высокія вытворчыя паказчыкі".

Аляксандр ГУЖАЛОЎСКІ. МІНСКІ КАНЦЭНТРАЦЫЙНЫ ПРАЦОЎНЫ ЛАГЕР (1921-1922 гг.) / Беларускі гістарычны часопіс, 2016, № 1, с. 13-24/

В годы Великой Отечественной склепы бывшего костела служили минчанам бомбоубежищем. Одна из немецких авиабомб попала в доминиканский храм, повредив, но не разрушив его. В 1945-м БССР получила контрибуцию от Германии за поврежденный памятник зодчества, и вскоре даже были выполнены работы по его первичной консервации.

Фото периода немецкой оккупации. 1941-43 гг.

Однако в 1950 г. руководство республики окончательно утвердило новый генплан Центральной (ныне - Октябрьской) площади, согласно которому в её центре возводился монумент Сталину, а на месте бывшего монастыря разбивался сквер. Костёл взорвали ночью.

Костёл и руины монастыря в первые послевоенные годы. Вид со стороны улицы Ленина. Фото 1950 г.



Главный вход в доминиканский костёл святого Томаша Аквинского. Фото 1950 г.

Вид на постройки доминиканского монастыря со стороны улицы Советской. Фото 1950 г.











В 1985 г. на Октябрьской площади началось строительство Дворца Республики, а в 1986-м в северо-западной её части археологи откопали хорошо сохранившиеся фундаменты костёла св. Фомы. Его стены местами достигали трёхметровой толщины, а в сторону комплекса бернардинских монастырей на пл. Свободы вёл подземный ход. Но красная линия улицы Интернациональной мешала дальнейшим раскопкам, и эта тайна так и осталась неразгаданной. Теперь же эти фундаменты частично находятся под Дворцом Республики. Минск лишился, и похоже уже навсегда, одной из главных своих достопримечательностей.

 

Из отчета о раскопках, проводимых на Октябрьской площади в 1985 г. Лист 9.
Из отчета о раскопках, проводимых на Октябрьской площади в 1985 г. Лист 12.
Из отчета о раскопках, проводимых на Октябрьской площади в 1985 г. Лист 18.

 


Несколько экземпляров глиняной плитки из доминиканского монастыря в настоящее время хранится в Музее истории города Минска.

Про подземные ходы, идущие от доминиканского костела рассказала минчанка М. Алябьева:
«— Мы ходили гулять в желтый костел, что на Октябрьской площади, он после войны стоял в руинах. (Это была часть доминиканского монастыря. Под комплексом Дворца Республики и рядом с ним находятся фундаменты костельных построек доминиканцев). Там был ход к костелу бернардинок (ныне кафедральный собор). Бывало, зажжем свечки, спустимся, пройдем немного и назад возвращаемся. Боимся». [11]

Вот, что рассказал про них археолог, кандидат исторических наук Сергей Васильевич Тарасов:
"—Минские подземелья совсем иные. Прежде всего они просторные — метра два в высоту и метра полтора в ширину. Монахи строили их не для войны или не столько для войны, сколько для своих нужд: чтобы скрыть от глаз горожан значительную часть жизни. Миряне не должны были знать, что они замышляют, как общаются между собой, где прячут ценности, – а их всегда прятали в земле! Монахи не могли все свои богатства хранить в ризнице храма. .....
— Катакомбы создавались открытым способом.  Не было никаких проходческих щитов под землей, как при строительстве метро. Глубокие рвы рыли лопатами, затем возводили пол, стены, потолок и засыпали землей. Точную дату постройки минских подземелий не скажу: конец XVII — начало XVIII века". [11]

Есть и легенды, связанные с костелом доминиканцев.

Существует проект воссоздания костела Св.Фомы Аквинского на прежнем месте в Минске.



 

 





Реконструкция храма под эгидой Антона Астаповича*** точно показывает его месторасположение. Планы по восстановлению великолепного барочного храма вынашиваются довольно давно, но пока нет одобрения на их воплощение.

***
Антон Астапович - историк-этнолог, культуролог. Председатель Президиума Республиканского совета ОО "Белорусское добровольное общества охраны памятников истории и культуры".

Макет костела в масштабе 1:30 находится в экспозиции Археологического музея, открывшегося 14 марта 2019 г. на ул. Кирилла и Мефодия,6.

В экспозиции музея - среди древних фундаментов. Фото Сергея Пожоги

 

Источники
1. Костёл святого Фомы (Тамаша) Аквинского и монастырь доминиканцев в Минске. Режим доступа: https://darriuss.livejournal.com/271274.html Дата доступа: 16.02.2019.
2. "Каталіцкія святыні. Мінска-Магілёўская архідыяцэзія. Ч.1
3. Кириченко В.И. Минск. История послевоенного восстановления. 1944-1952. Беларусь. Минск.2004
4. П.М.Шпилевский. "Путешествие по Полесью и Белорусскому краю". Минск. "Беларусь". 2004.
5. Денисов В.Н. Площадь Свободы в Минске. Минск,Полымя., 1982
6. Денисов В. Н. Площадь Свободы в Минске. Минск,Полымя., 1985
7. Пазняк З. Рэха даўняга часу. Мінск., 1985
8. Фундаменты доминиканского костела в Минске. Режим доступа: https://planetabelarus.by/sights/fundamenty-dominikanskogo-kostela-v-minske/ Дата доступа: 16.02.2019.
9. "Помпеи" Минска. 10 сооружений, от которых остался лишь фундамент. Режим доступа: https://news.tut.by/society/462767.html, Дата доступа: 16.02.2019.
10. Архитектура католических монастырей Беларуси: Доминиканский монашеский орден. Архитектура и строительные науки № 3, 4 (16, 17) 2013 А.Н. Колосовская. Режим доступа: http://ais.by/article/arhitektura-katolicheskih-monastyrey-belarusi-dominikanskiy-monasheskiy-orden Дата доступа: 16.02.2019.
11. Что скрывают минские подземелья? Режим доступа: http://www.tio.by/info/novosti/21189/ Дата доступа: 16.02.2019.

------------------------------------------------------------------------------

*
Доминиканцы, Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников – католический монашеский орден. "Основатель Ордена – испанец Доминго де Гузман, который родился в 1170 г. в испанском городе Калереге. Его мать была известной благотворительницей, которая помогала бедным. Отец — дворянин Феликс де Гузман, его старшие сыновья последовали за своим братом и также вступили в Орден, позднее их примеру последовали 2 племянника. По легенде, матери Доминго накануне основания Ордена приснился пророческий сон: из ее чрева вышла собака, держащая в пасти горящий факел, которому предстояло «зажечь» весь мир, а во лбу своего сына она увидела звезду.

В 1214 г. в южном французском городе Тулуза вокруг монаха Доминика собралась община единомышленников, целью которых было проповедование Евангелие и приведение людей к Богу при помощи личного примера.

В 1215 г. Св. Доминик в Риме повстречался с Франциском Ассизским, основателем Ордена францисканцев. Они нашли много общего в вере и любви к Богу, которую проповедовали францисканцы и доминиканцы, ведя нищенскую и аскетичную жизнь. Братья обоих орденов несли простым людям слово Божие, способствовали распространению христианской веры и выступали против ереси». [1]

"Осенью 1215 г. Доминик появился на IV Латеранском соборе и обратился к Папе с просьбой утвердить новый орден. Покровительствующий францисканцам Папа Иннокентий III одобрил предложенную Домиником идею, однако, согласно постановлению собора, основание новых орденов было запрещено, поэтому он предложил воспользоваться одним из уже утвержденных уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами принял решение взять за основу немного дополненный устав Августина. В 1216 г. устав был утвержден уже следующим Папой, Гонорием III. Орден сперва назывался «орден проповедников» но уже через несколько лет его стали называть орденом доминиканцев — по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук.

Доминиканцы называли себя сторожевыми псами веры, обыгрывая имя своего основателя (Dominicus созвучно латинскому Domini Canes — «Псы Господа»). Так доминиканцев и стали называть в народе. Распространению прозвища способствовал и неофициальный символ ордена — собака, сидящая на раскрытой книге и удерживающая в пасти факел. Символ этот не был связан с инквизицией, сжигавшей книги. Напротив, он демонстрировал собачью преданность и свет истинного знания". [2]

Девиз ордена — «Восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare).

Существует несколько вариантов герба Ордена Доминиканцев: один, где вокруг креста расположен девиз: «Восхвалять, благословлять, проповедовать!» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare). На другом изображена собака, несущая в пасти зажженный факел, что символизирует двойное предназначение ордена: нести просвещение в мир с помощью проповедования Божественной Истины и охранять веру католической Церкви от ереси. Благодаря этому появилось и второе неофициальное название ордена: «Псы Господни» (лат. Domini Cane). [1]

"Орден был признан нищенствующим, то есть не имеющим постоянных доходов, и члены его не должны были владеть никаким личным имуществом. Но такой устав, как оказалось, не соответствовал целям, которые ставили перед собой доминиканцы. Главной целью новой общины стала «забота о спасении душ», то есть проповеди и диспуты. А для успешной проповеди необходимо образование. Именно в этом аспекте и заключалось отличие нищенствующего ордена доминиканцев от других подобных организаций. Доминиканский монах должен был иметь свою келью для занятий, отдавать умственному труду больше сил, чем физическому.

Научные занятия братьев всячески поощрялись. Вскоре при доминиканских монастырях появились богатые библиотеки и школы. Представители ордена основали собственные учебные заведения в Болонье, Кельне, Оксфорде и других крупных европейских городах, возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XIII в.



«Псы Господни» развернули широкую миссионерскую деятельность и основали множество монастырей. Один из них, как повествуют доминиканские сказания, был заложен святым Яцеком (Иакинфом) под Киевом (в любом случае в 1228-1233 гг. в Киеве была миссионерская община). В XIII в. как на Руси, так и в других славянских державах христианство стало популярным среди простого народа, в то время как до этого христианами были только представители знати и купечество. Общины доминиканцев были даже в Китае, а в 1318 г. доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепархию". [2]

Продвижение ордена на Восток началось с Киева. При князе Владимире в Киеве открылся костёл Пресвятой Девы Марии и действовала созданная в 1233 году Яцеком Одровонжем доминиканская миссия, ставшая приходом для приезжавших и проживавших в Киеве западных купцов-католиков. Первым, известным документально доминиканцем, появившимся на белорусских землях, был монах Вит (Vitus), ученик Яцека Одровонжа (св. Гиацинта), тогдашнего главы ордена доминиканцев в Польше. Историк виленской диацезии священник Ян Курчевский пишет о деятельности Вита: «По следам святого Яцека приходит в Литву его ученик, благословенный Вит, поляк, королевский прелат, и как истый доминиканец создает костёл и литовско-русское бискупство в Любче, ― местечке, принадлежавшем боярину Миндовга Андрею Кияну». Доминиканский монастырь в Любче основан в 1250 году. [4]

Первая резиденция доминиканцев на территории Великого княжества Литовского - монастырь при костеле Св. Духа в Вильно. Доминиканские монастыри на территории этнической Беларуси возникли в основном в XVII-XVIII вв., из них в первой половине XVII в. - 10, во второй половине XVII в. - 25, в XVIII в. - 6 и в XIX в. - 1. Наиболее интенсивное строительство доминиканских монастырей приходится на 60-80-е годы XVII в. Монастыри ордена были основаны фундаторами в следующих населенных местах: в Гродно - костел в 1630-е гг. Ф. и К. Сапеги, монастырь в 1735 г. отец Т. Ганусевич; в Зембине - ошмянский подкаморий Адам Мацей Сакович и его жена Марцыяна Тышкевич в 1640 г.; в Клецке - в 1683 г. С.К. Радзивилл, Юрий Казимир Булгак и его жена Клара из Голтовских, минский каштелян (комендант) князь А. Сангушка (в 1795 г. М. Адаховским основа¬на школа на 10 студентов шляхетского происхождения и госпиталь); в Минске - София Слушка в 1605 г. (минский воевода Петр Тышкевич передал ордену площадь для строительства костела и монастыря в 1615 г); в Несвиже - подстолий смоленский Базыль Шарапа Боконовский в 1672 г.; в Новогрудке - виленский воевода Христофор Ходкевич в 1624 г.; в Полоцке - виленский каноник Ф.М. Гарский с разрешения Виленского епископа А. Сапеги в 1672 г.; в Столбцах - воевода минский и новогрудский Александр Слушка в 1621 г., а также в Бресте, Витебске, Друе, Дуниловичах, Мстиславле, Пинске, Островне, Ошмянах, Ракове, Слониме, Улле, Ушанах и др. (всего 42). [5]

В 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 г. в ордене было 7000 монахов. Но наибольшего расцвета братья достигли, когда в 1233 г. Папа Григорий IX передал в их ведение инквизицию. Это была эпоха процветания — орден насчитывал около 150 000 членов в 45 провинциях, из которых 11 находились за пределами Европы. [1]

Франческо Траини. Св. Доминик и сцены из его жизни. 1344-45. Пиза, музей Сан-Маттео. Основатель Ордена Св.Доминик (Доминго де Гузман) - испанский католический монах и проповедник. Художественно-символически изображается в белом одеянии под чёрным плащом, с лилией в руке, знаком целомудрия; иногда со звездой во лбу — выражением источаемой им святости, в руках книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте») 

Св. Доминик умер в 1221 г. в Болонье, мощи св. Доминика покоятся в болонской базилике, названной в его честь. В 1234 г. папа Григорий IX канонизировал Доминика.

Гробница Святого Доминика в Болонье

 

***

Источники:
1. Доминиканский Орден: основание, история создания, влияние, символика и устав ордена. Режим доступа: http://fb.ru/article/387971/dominikanskiy-orden-osnovanie-istoriya-sozdaniya-vliyanie-simvolika-i-ustav-ordena. Дата доступа: 16.02.2019.
2. Доминиканцы — псы Господни или… Режим доступа: http://www.volshebnaya-planeta.ru/доминиканцы-псы-господни-или/. Дата доступа: 16.02.2019.
3. Католические традиции. Монахи-Доминиканцы. Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post446020500/. Дата доступа: 16.02.2019.
4.Доминиканцы в Белоруссии. Режим доступа: https://wiki2.red/Доминиканцы_в_Белоруссии. Дата доступа: 16.02.2019.
5. Архитектура католических монастырей Беларуси: Доминиканский монашеский орден. Архитектура и строительные науки № 3, 4 (16, 17) 2013 А.Н. Колосовская. Режим доступа: http://ais.by/article/arhitektura-katolicheskih-monastyrey-belarusi-dominikanskiy-monasheskiy-orden Дата доступа: 16.02.2019.

 

Telegram

Читайте еще