Площадь Парижской Коммуны

До революции — Троицкая площадь, еще ранее — Троицкая гора.

Современное название площади дано в 1919 г. в память о первой в истории пролетарской революции — Парижской Коммуне 1871 года.

На левом берегу Свислочи, на мысу Троицкой горы, не позднее второй половины XI в. возникло поселение, связанное с Замчищем территориально и экономически. Городом эти места были уже в XII — XIII вв. Здесь была Борисовская застава, на горе — оборонительный редут Святой Троицы.

Основой планировочной структуры Троецкой горы было продолжение главной улицы правобережья — Немиги — улица Троецкая, которая начиналась от переправы, и согласно документов XVII — начала XVIII вв., называлась «улица Троецкой горы». Она проходила в том же направлении, что и нынешняя ул. М. Богдановича. Жители селились как вдоль этой дороги, так и перпендикулярно ей, на южном и северном склонах горы, в направлении к Свислочи. На планировочную структуру южной части Троицкой горы повлиял и тот факт, что именно в этом районе рано возник целый ряд монастырей и церквей, которые владели значительными участками земли.

Виленской улицей называлась самая восточная улица на северном склоне горы, потому что она служила началом дороги на Семков Городок и далее на Вильно (см. Троицкое предместье).

Улица Могилевская соответствовала современной ул. Куйбышева, ее продолжение связывало Троецкую гору с Комаровкой.

Михайловская улица (теперь Коммунистическая) получила свое название, скорее всего, от находящейся в этом районе церкви Михаила Архангела, которая упоминается в актах XVI — XVIII вв.

Из других улиц на Троецкой горе в документах XVI — XVIII вв. упоминаются Плебанская улица и улица «да Плябанскiх млыноу» (возможно, это одна и та же улица) в районе сквера, который окружает театр оперы и балета. Старостинская Слабода — начальный отрезок недавно ликвидированной Старослободской улицы. Там же между этой Слабодой и Замковым мостом, на северном склоне Троецкой горы, вдоль берега Свислочи проходила улица с названием «улица возле реки к Слободе». Древняя планировка этого района сохранялась без перемен до начала XIХ в., пока во время большого пожара летом 1809 г. не выгорело практически вся застройка Троецкой горы, особенно в ее центральной и северной частях.

В очерке о Минске, помещенном в «Живописной России», сообщается о том, что «еще в начале нынешнего столетия (1806 г.) видны были каменные стены особой крепости за Троицкой горой, ... на острове, который в прежнее время окружало большое озеро. Среди этих развалин тогдашний директор гимназии Петр Цейс нашел несколько замечательных древних бронзовых изделий и, в том числе, превосходной работы фигуру, изображающую римского пастыря Фаустулу. Окружной городской вал разрушен был во время войны с Карлом XII, но почти совершенно уцелел редут Святой Троицы со стороны Борисовской заставы, в этом-то редуте в 1780 г. ученики гимназии случайно отрыли шесть пушек, заклепанных и зарытых в землю. Орудия эти были исправлены и помещены в замке ... в 1780 г. замок еще не был совершенно разрушен».

Троицкий рынок

На Троицком базаре — "Мiнск учора i сення". В.I. Каледа. Мiнск, "Беларусь", 1989 г.

Со второй половины XVI в. здесь, на Троицкой горе, основался базар, ставший затем одним из крупнейших в Минске. Если на Нижнем базаре (пл. 8 Марта) шли городские торги, то на Троицкой горе торговали прямо с телег: продавали зерно, муку, сено и дрова, скот и птицу, сало и лен, овчины, шерсть и др. Покупателями были не только горожане, но и скупщики и ремесленники из окрестных местечек. Особенно многолюдны были весенние и осенние базары — «кирмаши». В такие дни еще с рассвета к Троицкой горе тянулись сотни подвод. Постепенно вся площадь заполнялась, ее не хватало, продавцы занимали соседние улицы. Людно было и в расположенных вблизи питейных домах, чайных, постоялых дворах, а сама площадь шумела. Далеко слышен был скрип колес и споры покупателей. Только к вечеру площадь пустела.

В XVI — XVII вв. в Минске существовало 3 рынка. На этих рынках каждый цех имел свои крамы. Каждую неделю по средам и пятницам проводились кирмаши (ярмарки). В конце XVIII в. ремесленники составляли более половины населения города.

На Троицкой площади находился Троицкий базар. Один из крупнейших в городе. Являлся основным местом сбыта сельскохозяйственных продуктов и изделий, доставлявшихся сельским населением. Здесь продавали зерно, картофель, яблоки, сено, бочки, сбрую, телеги, посуду и многое другое. Базар собирался вблизи нынешнего оперного театра (площадь Парижской коммуны). Базарными днями считались понедельник среда и пятница. С 1892 г. городское управление под нажимом православного духовенства, пекущегося о религиозности крестьян, запретило воскресные базары. Базарная торговля была выгодна и для продавцов, и для покупателей, так как устраняла спекуляцию перекупщиков. В 1911 г. на рынках Минска продано сельскохозяйственной продукции почти на 2 миллиона рублей.

На Троицкой площади часто останавливались бродячие цирковые коллективы, около временных балаганов размещались незатейливые аттракционы, ходили цыгане с медведями, предлагали свои услуги гадалки.

В 1870 г. в районе Троицкой горы появился первый в Минске почтовый ящик.

Центральной улицей, пересекающей Троицкую гору была Александровская (ныне М. Богдановича). С 1914 г. на Александровской улице находилась пастеровская станция, при которой работала химико-бактериологическая и судебно-медицинская лаборатории. Пастеровская станция открылась в Минске 2 февраля 1911 г. по ходатайству минского губернского инспектора С.М. Урванцева. Оборудованием станции занимался врач В. М. Камоцкий. Это медицинское учреждение изготавливало вакцину против бешенства, проводило диагностические исследования животных на наличие бешенства, боролось с эпидемиями, делало прививки.

Оно являлось научно-исследовательским центром по подготовке врачей для Минской губернии. За 11 месяцев станция обслужила 630 человек. В 1912 г. за помощью на станцию обратилось 918 человек, в 1914 г. — 658, в 1916 г. — 1441.

В.М. Камоцкий исследовал бактериологию туберкулезной палочки, сотрудники лаборатории положили начало исследованиям больных на малярию. С лета 1920 г. по июль 1922 г. станция не работала. В 1924 г. она была преобразована в отделение Бактериологического (Пастеровского) института (теперь Белорусский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии).

Также на ул. Александровской находилась Городская библиотека-читальня (точное местонахождение не установлено).

Открылась 4 ноября 1912 года в честь столетия Отечественной войны 1812 г. Имела три читальных зала, в том числе один для детей. Работала ежедневно с 16 до 22 часов. Читатели платили за посещение 1 копейку. Среди них были молодые рабочие заводов и мастерских, много учащейся молодежи. Книжный фонд состоял из 772 наименований. Ревизионная комиссия отметила в 1913 г полное отсутствие книг религиозно-нравственного содержания и крайне левое направление в их подборе.

В начале ХХ века крупнейшим сельскохозяйственным базаром в городе оставался Троицкий. Здесь работали ветеринарно-санитарные пункты контроля привозного мяса и осмотра животных. Такие меры были вызваны случаями появления опасных инфекций. Так, в 1909 году в Минск завезли несколько туш, зараженных сибирской язвой. Рынок на Троицкой площади просуществовал до середины 30-х годов прошлого столетия. Он был закрыт в связи с началом строительства Театра оперы и балета.

В 1932-33 гг. Троицкий базар был ликвидирован и площадь стала местом большой стройки. Здесь было воздвигнуто здание Государственного академического Большого театра оперы и балета БССР.

Театр оперы и балета

Театр оперы и балета —Курков Илья "Мiнск незнаемы.1920-1940 гг." Минск."Урожай", 2002 г.

На месте древнего Троицкого рынка, известного с XVI века, был построен театр оперы и балета. Здание театра (первоначальный автор проекта Георгий Лавров) было заложено 11 июля 1933 г. в день празднования годовщины освобождения Минска от белополяков. Однако, от первоначального проекта отказались ввиду несоответствия грандиозности замыслов (планировалось, что театр одновременно смогут посетить 3000 зрителей). Поэтому здание театра было построено по проекту другого известного архитектора — И. Лангбарда в 1934-1938 гг. Монументальное здание впечатляет своим масштабом, а ведь оно уменьшено почти вдвое от первоначального проекта.

Во время Великой отечественной войны здание театра пострадало незначительно.

Вид на площадь Парижской Коммуны с немецкого самолета.
Период немецкой оккупации

Из декоративных садов Минска послевоенного времени можно выделить сад у Театра оперы и балета, основанный в 1950 г. на площади в 8,25 га по эскизу архитектора И. Лангбарда и в дальнейшем разработанному архитекторами Л.Мацкевичем и Е.Казаковой. Площадь перед главным входом в театр переходит в шесть лучевых аллей. К ним подключены две продольные фланговые аллеи и целый ряд свободно начертанных дорожек сада. Сад обнесен чугунной оградой и обсажен по периметру взрослой липой. По всему саду живописно разбросаны группы и одиночные посадки деревьев и кустарников, представленных 46 видами пород.

Вместе с реконструкцией Театра оперы и балета притерпит изменения и окружающий его парк. В сквере более явными станут аллеи: центральная, «оперная» и «балетная». Не исключено, что перед зданием оперного установят фонтан, в водной глади которого будет отражаться силуэт театра.

Уже имеется макет фонтана с фигурами Аполлона и Пана, выполненный минским скульптором Геннадием Васильевичем Буралкиным, три изящные балерины и три музы того же автора (хотя по предварительному плану реконструкции оперного на фасаде должны появиться четыре скульптуры). «Аполлон, спорящий с Паном», пока выполнен в небольшом масштабе.

Легенда

«По легенде леший с козьими ногами по имени Пан был влюблен в нимфу Сквирингу. Но та не принимала его ухаживаний, уж очень страшен был Пан. Убегая от него, Сквиринга остановилась перед рекой и обратилась к богам, прося их о помощи. Бог горы внял мольбам девушки и превратил ее в тростник. Пан срезал тростник и сделал из него свирель (раньше этот музыкальный инструмент носил имя нимфы и назывался сквирель). После того как Пан потерял свою любовь, ему оставалось только ходить по лесам и играть на свирели печальные мелодии. Однажды он решил вызвать на состязание самого бога света, покровителя искусств, музыки и поэзии, предводителя муз — Аполлона. Пан сыграл свою мелодию первым — зрители зааплодировали его мастерству. Но когда раздались звуки лиры Аполлона — все замерло вокруг. В результате победа досталась Аполлону. С тех пор Пан не выходит из леса и до сих пор играет на своей свирели печальные мелодии».

«При создании скульптуры я отталкивался в том числе и от того, что персонаж леший (фавн, пан) присутствует и в славянской мифологии, — рассказывает Геннадий Буралкин. — Несмотря на то, что здание театра построено в стиле конструктивизма, хочется как-то оживить его фасад. Если присмотреться, то фасады мировых храмов искусства сплошь украшены скульптурными композициями». Возможно и у нас так будет!

Как правильно считают работники «Минскзеленстроя», важным элементом комплексной реставрации является озеленение. Поэтому предстоит много поработать над формами и цветом кустарников, облагородить уже имеющиеся насаждения. Всквере есть также охраняемое наследие — деревья, посаженные деятелями искусства, в том числе и «именной» дуб директора театра балета Валентина Елизарьева. Их необходимо сберечь.

А еще предполагается создать парк скульптур вокруг театра. Скульптур вокруг театра теперь много (2013 г.)

Расскажите друзьям

Поделиться

Подпишитесь на рассылку

Материалы по теме

Читайте еще