Белорусская государственная академия музыки

2008 г. Фото Воложинского В.Г.

Белорусская государственная академия музыки имеет 6 факультетов, 29 кафедр, аспирантуру, оперную студию, симфонический и камерный оркестры, академический хор, оркестр народных инструментов. Филиалы вуза есть в Могилеве, Гродно и Бресте.

2005 г. Фото Макатерчика А.

Один из самых старых фотоснимков места, где теперь находится Академия музыки, (он же является одним из первых известных фотографических изображений Минска) относится к 1850-60 гг.

Площадь Высокого рынка — Соборная площадь — площадь Свободы
Первое здание справа — гостиница Поляка, позже — «Европа». Выступающее по фронту — минский городской театр (сейчас на его месте и месте, где прежде была расположена гостиница «Европа» построен современный отель с одноименным названием). На месте следующих за ним домов (дом Ляховских и дом Гавриловича в XIX веке) и находится современная Академия музыки.

Белорусская государственная академия музыки прежде носила название — Белорусская государственная консерватория им. А.В. Луначарского. Была основана в Минске и открыла свои двери 15 ноября 1932 г. До войны располагалась на улице Кирова.

Современное здание для академии музыки (в 1992 году Белгосконсерватория была переименована в Белорусскую академию музыки) было построено на площади Свободы в 1958 г. по проекту архитектора Романа Гегарта (его основные работы в Минске — здание ГУМа, телевизионный центр на улице Коммунистической, жилые дома на улицах Кирова, Красной, Захарова, а также ресторан «Заславль»).
 
Белорусская государственная академия музыки — крупнейший центр высшего музыкального образования. Здесь готовят музыкантов и певцов, дирижеров и композиторов, музыковедов. В 2000 г. Академии музыки присвоен статус ведущего высшего учебного заведения национальной системы образования в области музыкального искусства.

История Белорусской государственной академии музыки неразрывно связана с историей всей музыкальной культуры Беларуси XX столетия. Именно в консерватории в свое время зародились и начали творческую жизнь многие ныне прославленные организации и коллективы: Национальный академический театр оперы и балета, Государственный академический симфонический оркестр, Национальный академический народный оркестр имени Иосифа Жиновича, Государственная академическая хоровая капелла имени Григория Ширмы и другие.

Здесь сформировалась национальная композиторская школа, у истоков которой стоял ученик Н.А. Римского-Корсакова — профессор Василий Золотарев. Первыми выпускниками класса композиции были Анатолий Богатырев, Петр Подковыров, Василий Ефимов, Михаил Крошнер. С Академией связана творческая деятельность композиторов Николая Аладова, Владимира Оловникова, Евгения Глебова, Игоря Лученка, Дмитрия Смольского, Андрея Мдивани, Галины Гореловой, Вячеслава Кузнецова. Лучшие традиции белорусской эстрады развиваются выпускниками Академии музыки — композиторами Василием Раинчиком, Ядвигой Поплавской, Олегом Елисеенковым. В числе выпускников академии — Генрих Вагнер, Ирина Шикунова и другие...

При Белорусской государственной академии музыки создан Республиканский учебный комплекс — гимназия-колледж.

***
В академии музыки существует отдельная научно-проблемная лаборатория, исследующая историю и теорию белорусского музыкального искусства с научной точки зрения.

И не случайно. Оказывается, у Беларуси богатое музыкальное прошлое. Каждый год появляются документальные подтверждения того, что белорусская музыкальная культура гораздо старше и богаче, чем считалось до недавних пор. Недавно было найдено несколько версий «Любчанского канционала» — одного из первых нотных сборников, напечатанных в Беларуси. Один из них в Вильнюсе, два других,- не повторяющихся варианта «Любчанского канционала», вышедших в 1620 и 1621 гг. — в Варшаве и Вильнюсе. Еще одну, четвертую версию Любчанского сборника реформатских гимнов и псалмов обнаружили в виде микрофильма в Кракове.

На территории Беларуси осталось меньше 1 процента партитур, созданных нашими композиторами до революции. Большинство этих нот было вывезено в соседние страны и осело в архивах Польши, Литвы и России.

Исследователи обнаружили в польских и литовских архивах сотни нотных рукописей, которые напрочь опровергли утверждение, будто бы только после Октября 1917 г. в Беларуси стало создаваться что-то стоящее, а до октябрьской революции ничего, кроме народных песен, хороводных мелодий на территории Беларуси не исполнялось. Тем не менее, в 17-19 вв. симфонии и серенады у нас звучали повсеместно. «Имена авторов нотных рукописей не оставляют сомнения в их белорусском происхождении — Адамович, Соколовский, Чамаровский, Заряшевский, Маркевич, Петрович, Рутковский, Чупринский, Плашина...»
«Теперь имеется документальное подтверждение того, что Юзеф Дащинский, опекаемый речицким меценатом Людвиком Ракитским, оказал нешуточное влияние на Монюшко, который явно под впечатлением музыки Дащинского создал свои знаменитые „Остробрамские литании“. И музыкальный ренессанс с его полифонией (многоголосием) изменил мировоззрение наших композиторов уже в XVI веке. И духовный и культурный центр в Забелах (теперь это деревня Волынцы Верхнедвинского района), где вплоть до 1840-х годов действовала высокопрофессиональная капелла под руководством композитора Михала Ковалевского, был далеко не единственным на территории Беларуси...» («СБ» от 25.09.2008).

Некоторые нотные записи того периода исследователи обработали с помощью компьютерных программ, воссоздающих приблизительное звучание оркестра по нотной записи, — и были поражены, насколько качественную, профессиональную, утонченную и глубокую музыку создавали белорусские композиторы!

Эпоха Реформации для Беларуси была «золотым веком». «Несмотря на многочисленные войны, в XVI столетии растет экономическое благополучие Великого княжества Литовского, впервые формируется ... средний класс, тогда же создается фактически первая белорусская Конституция, закладываются основы современной цивилизации... И когда в музыке идеи Реформации преобразовались в хоралы (впоследствии развившиеся в кантаты, оратории и другие классические жанры), одновременно с Европой они стали частью и белорусской музыкальной традиции». («СБ» от 10.07.2009)

К первой половине 17 в. издание нот стало в наших краях почти заурядным явлением.
«... Еще в 1558 году в Бресте был напечатан первый канционал (в переводе с латыни «кантио» означает «песня») — первый литургический нотный сборник, вышедший немногими годами позже появления первых печатных нот в истории человечества. В 1563 году издавать ноты стали и в Несвиже... Помимо хоралов европейских композиторов, там были и ноты, созданные придворными музыкантами Николая Радзивилла Черного Циприаном Базыликом и Вацлавом Шамотульским".("СБ" от 10.07.2009)

Все это музыкальное богатство в ближайшее время планируется вернуть к жизни.

Расскажите друзьям

Поделиться

Подпишитесь на рассылку

Материалы по теме

ул. Интернациональная, 30

Читайте еще