Национальный академический Большой театр оперы и балета

Оперный театр, 19 К
Снято в 1964 году с набережной р. Свислочи со стороны, где потом был построен ресторан «Журавинка».
Фото Иванова Н.А. Из архива Воложинского В.Г.

Здание театра (автор проекта Георгий Лавров) было заложено 11 июля 1933 г. в день празднования годовщины освобождения Минска от белополяков. Однако, от первоначального проекта отказались ввиду несоответствия грандиозности замыслов (планировалось, что театр одновременно смогут посетить 3000 зрителей). Поэтому здание театра было построено по проекту другого известного архитектора — И. Лангбарда в 1934-1938 гг.

Со строительством здания была связана крупная афера, которая благодаря действиям сотрудников милиции, была раскрыта.

Фото из фондов Центрального музея МВД.

Во время войны театр пострадал незначительно. Во время первых бомбежек Минска в него попала авиабомба, разрушившая зрительный зал. Оккупанты вывезли из театра музей, всю мебель, музыкальные инструменты, декорации, гардероб на 23 оперных и балетных спектакля, электроаппаратуру, нотную библиотеку. В уцелевших помещениях была устроена конюшня.

Восстанавливался театр в 1948 г. под руководством автора.Количество зрительных мест — 1200.

20 K
Оперный театр, строительство набережной Свислочи, фото 1952 г.
фото Театра оперы и балета. Начало 1950-х. 12 К
Начало 1950-х годов. Из архива Воложинского В.Г.
Оперный театр, 24 К
Снято в 1965 г. со стороны ул. Я. Купалы. Фото Иванова Н.А. Из архива Воложинского В.Г.

Здание Театра оперы и балета (ул. Пашкевич, 23) находится в парке, на возвышенности. Парк ограничен улицами: М.Богдановича, А.Пашкевич, Куйбышева, Я.Купалы. Площадь вокруг театра названа именем Парижской коммуны 1871 г. Это название она получила в 1919 г., до этого называлась Троицкой горой, Троицким рынком, Троицким предместьем. До реконструкции 1935 г. здесь был рынок, постройки. В 1949 г. вокруг Оперного театра, на месте разрушенных в годы войны жилых построек, был заложен парк.

Оперный театр, 13 К
 1968-69 г. Фото Иванова Н.А. Из архива Воложинского В.Г.

Государственный театр оперы и балета БССР открылся 25 мая 1933 года оперой «Кармен» с Ларисой Александровской в заглавной роли.

Новый театр был создан на базе студии оперы и балета, а его спектаклем вплоть до 1938 г. шли на сцене БДТ-1 (Белорусского драматического театра).

В 1940 году в Москве прошли Дни белорусского искусства. На сцене Большого театра были показаны национальные спектакли, высоко оцененные музыкальной общественностью столицы. Восхищение москвичей вызвал первый белорусский балет «Соловей». Театр наградили орденом Ленина, и он получил право называться Государственным Большим театром оперы и балета. Опера Богатырева «В пущах Полесья» была удостоена Государственной премии.

Во время войны коллектив театра. состоящий из 50 человек, работал в Горьком, а затем в Коврове. После освобождения Минска коллектив сразу же вернулся в родной город. Здание театра было повреждено, поэтому первое время спектакли шли в Окружном Доме офицеров. Первые постановки минчане увидели уже осенью 1944 года.

В 1947 году в реконструированном здании театра была поставлена опера Лукаса «Кастусь Калиновский». Довоенный репертуар полностью удалось восстановить к 1949 году. Затем появились классические спектакли — «Мазепа», «Иван Сусанин» и другие.

Для маленьких минчан в 1955 году был создан первый детский оперный спектакль «Маринка».

В 1989 году была поставлена одна из лучших отечественных опер — «Дикая охота короля Стаха» Солтана, получившая Государственную премию Беларуси. В 1996 году балет «Страсти» («Рогнеда») Мдивани-Елизарьева, посвященный судьбе полоцкой княгини, был удостоен Государственной премии Беларуси, премии Международной ассоциации танца под эгидой ЮНЕСКО «Бенуа де ля данс».

19 К
Вид на театр до начала реконструкции. 2006 г. Фото Дмитрия Киркорова.

Скоро Национальному академическому Большому театру оперы и балета Республики Беларусь — одному из архитектурных символов столицы — вернут черты, изначально заложенные его автором — зодчим Иосифом Лангбардом. Жителям столицы хорошо знакомы и другие его работы: Дом офицеров, Дом правительства, главный корпус академии наук. Эти постройки во многом формируют узнаваемый архитектурный облик города.

Реконструкция здания началась в первом квартале 2006 года.

12 К
2006 г. Фото Александра Мелеховца.

Работу над таким объектом разделили на два этапа. Первый — максимальная реализация замыслов автора с учетом современных материалов и технологий: оформление интерьеров, залов, одним словом внутреннего убранства театра. Второй компонент — полная замена сценического оборудования.

21 К
2007 г. Фото Александра Мелеховца.

На фасаде театра устанавливают скульптуры.

15 К
2007 г. Фото Александра Мелеховца.

За счет рационального проектирования уже удалось в промежуточном ярусе заложить три этажа, где разместятся костюмерные, живописный цех. Увеличится уклон партера, что улучшит видимость происходящего на сцене. Не исключено, что появится репетиционный зал такого же размера, что и игровая площадка. Кроме того, на одном из эскизов Лангбарда искусствоведами УП «Белреставрация» были обнаружены в нишах второго яруса фасада скульптуры. Многие ведущие мировые театры украшены скульптурами, и это придает им особую торжественность и театральность. Возможно и у нас они будут установлены.

Установка скульптур и макетов скульптур (по центру).

Осень 2008 г. Фото Воложинского В.Г.

По центру — макет будущей скульптурной композиции. Аполлон с венками в руках, а по обе стороны от него две летящие нимфы, трубящие о приходе покровителя искусств. Под ними будет «развиваться» бронзовая лента с нотным станом, на одной ее части вытеснят фрагмент из первых постановок балета и оперы. Вес будущей скульптуры 7 тонн.

Авторы композиции: Геннадий Буралкин, Александр Финский, Михаил Шкробот.

Две музы Г. Буралкина уже украшают здание театра. Это Мельпомена — покровительница театрального искусства — держит маски, и Полигимния — покровительница поэтов — писателей гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру. Две другие музы выполнены А.Финским. Это — Каллиопа — покровительница эпической поэзии и Терпсихора — покровительница танца. Все скульптуры имеют высоту около 5 метров и каждая весит почти 5 тонн. Все статуи тонируют по специальной технологии так, чтобы со временем бронза не позеленела.

05.08.2009 г. Фото Воложинского В.Г.
25.10.2013 г. Фото Воложинского В.Г.

 

пл. Парижской Коммуны, 1

Читайте еще