Белорусский государственный цирк

Проспект Независимости, 32.

Здание минского цирка 1960-е, 24 К
Здание цирка, 1960 г. Фото Иванова Н.А.

Первое упоминание о профессиональном цирке в Минске относится к 1853 году. Минские улицы тогда пестрели афишами, зазывавшими почтеннейшую публику на «весьма шумное и красивое зрелище мастеров всевозможных телодвижений». На привокзальной площади (по другим данным — на Троицкой площади) был раскинут шатер, где выступала труппа под руководством австрийца Карла Гинне. В Минск с гастролями приезжали и другие мастера этого популярного вида искусства. Но своего стационарного цирка у нас не было вплоть до середины 1880-х гг.

Начало постоянной цирковой деятельности было положено в 1884 г., когда на Соборной площади появилось деревянное здание первого в городе цирка-шапито, известное как цирк Никитиных.

Петр Александрович Никитин — один из братьев Никитиных — циркачей, известных на всю Россию, рискнул обратиться к минскому городскому голове. Он «нижайше просил» разрешить ему построить деревянный цирк. И уже через три месяца, 16 ноября 1884 года, на Соборной площади (ныне — площадь Свободы) это здание было возведено. Здесь давали не только цирковые, но и театральные представления. Однако место для таких «забав» было выбрано неудачно — по соседству с храмами. Это вызывало недовольство духовенства и прихожан.

Строение решили перенести, дабы соборы стояли «от греха подальше». Правда, сделали это не сразу. В 1885-м в Минск на гастроли со своей программой приехал Сципионе Чинизелли, отец которого, Гаэтано, построил в 1876 — 1877 годах в Петербурге собственный каменный цирк. Знаменитость упросила губернатора города повременить с переносом единственного в городе цирка. Уступка Чинизелли была сделана, но в конце 1885 года здание с площади все же убрали. Сначала его разместили на Троицкой горе (недалеко от современного театра оперы и балета), позже — на Комаровском поле.

В начале 1900-х годов цирк перебрался в Губернаторский сад. Здание находилось там, где сейчас стоит памятник Максиму Горькому.

Здесь выходили на манеж такие корифеи цирка, как Дуров, Никитины, Феррони, Танти. В конце XIX века часто устраивались в городе и шапито (разборные конструкции из легких мачт и натягиваемого на них брезента). По окончании сезона эти конструкции разбирали и увозили. В таком шатре, например, в 1890 году выступал французский цирк Хука. Его представления давались на углу улицы Подгорной и Игуменского тракта (современных улиц Карла Маркса и Свердлова).

В 1901 году новый стационарный цирк в городе выстроил антрепренер Девинье. Деревянное здание расположили на пересечении Петербургской и Коломенской улиц (теперь здесь — Михайловский сквер). Первыми на его манеж вышли артисты братья Труцци. Эта фамилия на минских афишных тумбах будет появляться и позже. Сыновья предприимчивого итальянского антрепренера Массимилиано Труцци держали цирки во многих городах России. У них выступали такие знаменитости, как Анатолий Дуров, Иван Поддубный, Заикин. Блестящими артистами были и сами представители известной цирковой фамилии. Так, «Минское слово» в 1911 году сообщало, что «Вильямс Труцци изумлял публику на своих чудных дрессированных лошадках». (Артист не оставил манежа и в советское время. Он скончался на арене ленинградского цирка в 1931 году. На кладбище своего хозяина отвезли верные лошадки.)

В городе начала XX века цирк был весьма популярен. Во многом его успех определяли самые веселые люди — клоуны. Вот что рассказывал очевидец об одном из их выступлений в минском цирке:

... Наконец, вышел клоун в роскошном костюме. Номер его был построен на разговоре. Говорил он с чуть заметным польским акцентом, очень красиво и очень громко. Никаких акробатических трюков в его номере не было. Начал он с громкого плача. К нему подошел шталмейстер (человек, осуществлявший в старом цирке руководство и контроль за работой конюхов, берейторов, шорников, кузнецов, ветеринарных врачей, проводивших уход за лошадьми, и ответственный за содержание и здоровье всех животных) и спросил его, о чем он плачет. Клоун: Как же мне не плакать, когда сегодня после продолжительной болезни моя теща... Шталмейстер: Умерла? Клоун: Нет. Выздоровела.

Диалог меняется. Клоун спрашивает, бывал ли шталмейстер в Москве и Петербурге, знаком ли он с тамошними барышнями, целовал ли он их и как они к этому относились? Шталмейстеру не приходилось бывать в этих городах, и тамошних барышень он не знает. Клоун рассказывает, что в Петербурге хорошенькие барышни плюют в лицо пристающим к ним молодым людям. В Москве барышни дают молодым людям по физиономии. И тех, и других он изображает. Когда же дело доходит до изображения минских барышень, клоун отходит к барьеру и говорит: „Дайте навести фасон“. Имитирует модницу-барышню, красит губы, пудрится и спрашивает: — Знаете ли вы, какая разница между домом и минской барышней? — Нет. — Дом штукатурится раз в год, а минская барышня штукатурится пять раз в день».

Различные цирки, выступавшие в городе, конкурировали между собой. Для привлечения публики, например, делались ставки на популярную тогда «французскую борьбу». Сражения российских и иностранных богатырей проходили при аншлагах. Прибегали владельцы цирков и к другим способам заманить зрителя. Например, Девинье завел у себя лотерею, где по входным билетам можно было выиграть довольно дорогой приз. Конечно же, счастливчиками становились лишь единицы. К слову, этот же метод был применен в минском цирке и в 20-е годы. Но тогда на устроителя лотереи обрушили гнев местные газеты.

В 1930 году цирк реконструировали.

В ночь с 24 на 25 июня 1941 г. во время бомбежки здание сгорело.

Первые бомбежки также уничтожили цирковых зверей. Эвакуировали только труппу. В ту пору в Минске на гастролях была дрессировщица морских львов Ирина Сидоркина вместе со своими питомцами. С собой их забрать не смогли — им вообще нужны особые условия перевозки. Морских львов просто выпустили в Свислочь... Дальнейшая судьба зверей неизвестна, но ходили слухи, что их видели в Днепре. Артистам на сборы дали всего несколько минут. Они несколько дней пешком, под бомбежками, грязные и мокрые, пробирались к Витебску...

Цирковая труппа была эвакуирована в Омск. В этом российском городе 6 ноября 1941 г. открылся Белорусский цирк. Его первым директором в течение 30 лет был Борис Кабищер.

Когда цирк вернулся в Минск, Борис Ефимович Кабищер сначала отстроил заново сгоревшее цирк-шапито в паке Профинтерна. Ему удалось привезти из Орла точно такое же деревянное здание, которое и водрузили на новый фундамент. А в качестве гонорара в Орел отправили канистру лучшего хлебного самогона и сало в четыре пальца толщиной (неслыханная роскошь для послевоенного времени).

После войны здание цирка в парке Горького выглядело так:

Здание цирка, 1957 г., 11 К
Здание цирка в парке им. М.Горького

По окончании войны правительство СССР приняло решение о возведении в стране 20 цирков. Право стать первым предоставили Минску.

30 октября 1954 г начались работы по строительству нового здания цирка (арх. В. Жуков) на пересечении проспекта Сталина (пр. Независимости) и ул. Я. Купалы. Первоначально здание цирка задумывалось построить на окраине. Благодаря же стараниям оперной примы Ларисе Помпеевне Александровской он стоит в центре города. Именно она добилась того, чтобы цирк, страстной поклонницей которого она была, разрешили строить на его нынешнем месте. Для этого она ходила к самому Н.С. Патоличеву (с 1950 по 1956 г. он был первым секретарем Центрального комитета Компартии Белоруссии).

строительство минского цирка, 1950-е
На фото справа виден закладываемый фундамент под здание цирка. — [35].

Строительство было завершено в 1958 г., а открылся цирк 11 февраля 1959 г. программой Белорусского циркового коллектива. На тот момент это был самый большой и красивый цирк в СССР. Когда состоялось открытие, был настоящий праздник. Все просто «кипели» от счастья. Акробат Бирюков у всех на глазах залез на крышу цирка, на самую маковку купола, и сделал там какую-то немыслимую акробатическую стойку.

строительство минского цирка, 21 К
На фото — строительные леса вокруг здания цирка, 1958 г.

У его истоков стоял Борис Кабищер, первый директор минского цирка.

Кабищер - первый директор минского цирка, 11 К
Борис Кабищер — директор шапито.

Накануне открытия решено было создавать оригинальную белорусскую цирковую программу. В качестве художественного руководителя был приглашен Евгений Милаев. А с ним и его молодая жена — красавица Галина Брежнева. Она, кстати, сделала немало для минского цирка. Г. Брежнева уговорила знаменитую Анель Судакевич (звезду немого кино, а после — театральную и цирковую художницу) поработать с новой программой белорусского цирка. Программа, по словам очевидцев, получилась по-настоящему яркой и невероятно красивой.

Участники первой цирковой программы, 21 К
Участники первой цирковой программы в новом здании цирка.

В нем работали известные деятели культуры: артист Евгений Милаев, художник Павел Масленников, дирижеры Борис Райский, Михаил Финберг.

Центральный вход в минский цирк, 8 К
Центральный вход, 1959 г. Фото Иванова Н.А.

Цирк имеет зрительный зал на 1668 мест, площадь арены 13 метров.

Бронзовые люстры, и по ныне украшающие интерьер цирка, подарил Московский электроламповый завод в 1956 г.

Цирк в Минске, 19 К
Фото конца 1950-х.

 

Минский цирк, 2008
сентябрь 2008 г.  Фото Владимира Грингофа

1 декабря 2010 г. во вновь открывшемся после реконструкции Белгосцирке прошло первое представление. Артисты посвятили его работавшим над реконструкцией цирка строителям и их семьям. Напомню: с апреля 2009 г. здание Белорусского Государственного Цирка было закрыто на реконструкцию. В ходе реконструкции рядом с нынешним зданием цирка построены репетиционный манеж и помещение для касс.

Площадь перед зданием цирка украсили скульптурные композиции. Автор работ скульптор Сергей Бондаренкою
Перед самим зданием цирка установлена шестиметровая колонна с балериной-наездницей на лошади.

скульптура у здания минского цирка
 11.08.2011 г. Фото Воложинского В.Г.

А пирамидка из животных: на огромной черепахе стоит кот, а на нем — маленький слоник — расположена ближе к перекрестку с ул. Я. Купалы. У животных сделаны инкрустированные глаза, чтобы они выглядели, как настоящие.

скульптура у здания минского цирка
 11.08.2011 г. Фото Воложинского В.Г.
скульптура у здания минского цирка
 11.08.2011 г. Фото Воложинского В.Г.
скульптура у здания минского цирка
 11.08.2011 г. Фото Воложинского В.Г.
пр-т. Независимости, 32

Читайте еще