Ленину В.И.

На площади Независимости (бывшая пл. Ленина). Фото Воложинского В.Г.

Мало кто знает, что самый первый памятник В.И. Ленину на просторах всего Советского Союза появился в белорусском городке Краснополье, что на Могилевщине, в 1922 году. Еще при жизни революционера номер один этот монумент был выполнен скульптором Александром Грубе. 8 сентября 1925 года Центральный исполнительный комитет БССР создал комиссию по увековечению памяти Владимира Ильича Ленина. Комиссии было поручено организовать конкурс на лучший памятник вождю мирового пролетариата в Минске. Победил проект А. Грубе. В 1925 г. он стал автором первого в Минске памятника Ленину, который был установлен перед зданием Коммунистического университета (теперь БГУ).

В 1930 — 1934 гг. в Минске по проекту И. Я. Лангбарда строится Дом правительства — крупнейшее в Беларуси сооружение довоенного времени.

«И Лангбард предпринял попытку ... комплексного решения не только интерьеров Дома правительства, но и всей прилегающей площади, включая памятник В.И.Ленину.... В этом определенную роль сыграл и его опыт в оформлении Петрограда к годовщине Великого Октября, когда приходилось выполнять праздничное убранство города вместе с художниками и скульпторами.
Вскоре была создана специальная комиссия по сооружению памятника... которая учитывала пожелания не только специалистов-художников, скульпторов, но и общественности» — [53].

Конкурсные материалы были выставлены для широкого просмотра и обсуждения в зале республиканского дома политического просвещения (расположенного тогда на углу улиц Энгельса и Маркса).

"Необходимый высокий художественный уровень будущего монументального произведения требовал от скульпторов и архитекторов неординарного решения темы, образа В.И.Ленина и организации всей архитектурно-пространственной ситуации. 4 апреля 1929 г. специальной комиссией ЦИК БССР были приняты условия Всесоюзного конкурса на лучший проект. Из восьми представленных проектов ленинградских авторов ни один не был утвержден на первом конкурсе.

М.Г. Манизер. Проект памятника В.И. Ленину, 1926 г — Прокопцов В.И. «В поисках красоты и гармонии», Мн., «наука и техника», 1988 г.
В.И. Козлов. Проект памятника В.И. Ленину, 1926 г. — Прокопцов В.И. «В поисках красоты и гармонии», Мн., «наука и техника», 1988 г.

На повторный конкурс московские скульпторы представили три проекта, белорусские — два, ленинградские — один. Авторов этих проектов условно можно разделить на 2 группы: одни воплощали образ вождя через многофигурную композицию, другие стремились раскрыть образ В.И.Ленина только через одну фигуру. Как отмечалось в печати тех лет, большинство скульпторов не поняли основную идею памятника и потому не смогли создать значительных произведений. Монументальность памятника В.И.Ленину трактовалась авторами проектов (Евсеевым, Неродой, Синайским, Алешиным, Кудряшевым, Манизером) за счет увеличения масштабов пьедестала и фигуры. При общественном обсуждении проектов положительные отзывы были высказаны в адрес скульпторов А.Грубе и М.Манизера.

А.Грубе основную идею памятника В.И.Ленину раскрыл через многофинурную композицию, включающую пять групп: центральную с фигурой Владимира Ильича, две крайние, на которых изображены трудящиеся социалистического оьщества и угнетенные в странах капитала и колониях. В четвертой группе автор представил людей труда различных континентов, стремящихся к социальным преобразованиям. Заканчивалась композиция изображением борцов революции.

А Грубе учел в своей работе основные условия конкурса, сумел образно выразить основную цель проекта. Вместе с тем сегодня довольно трудно представить в натуре монументальное произведение скульптора (автор предполагал разместить всю эту композицию без пьедестала перед Домом правительства).

В конкурсе принимал участие также скульптор А.Бразер. Его работа была интересна идейным содержанием, но вместе с тем имела ряд недостатков с формальной стороны« — [86].

Победил совместный проект архитектора И. Лангбарда и скульптора М. Манизера. Их работа была удостоена первой премии и одобрена Правительственной комиссией для осуществления.

«Комиссия одобрила проект памятника скульптора М.Манизера и архитектора И.Лангбарда „Ленин на трибуне“, а также предложила внести следующие поправки: больше динамики в саму фигуру В.И.Ленина (особенно то, как сложены руки), переделать цоколь, на постаменте разместить горельефные композиции на темы Великой Октябрьской революции, гражданской войны, социалистического строительства в стране, а также слева и справа от постамента соорудить трибуны. 7 ноября 1933 г . состоялось торжественное открытие памятника...» — [86].

Основой памятника послужило реальное событие 5 мая 1920 г. «М.Манизер средствами пластики воспроизвел исторический факт — выступление Владимира Ильича в Москве в 1920 г. во время проводов частей Красной Армии на Западный фронт» — [86] .

Кстати это же историческое событие запечатлено на монументальном полотне художника И. Бродского, хранящегося в собраниях Центрального музея В.И.Ленина в Москве. Ленин «благословляет» красноармейцев на войну, а конкретнее, — на войну с Польшей. Об этом прямо говорилось в газете «Рабочий» («Советская Белоруссия»). «В предпраздничном номере за 5 ноября 1934 г опубликован очерк Яна Скрыгана «Гордость» о новом социалистическом Минске, и есть там четкое объяснение: «Среди площади — бронзовый Ленин, говорящий с трибуны речь красноармейцам перед отправкой на Белопольский фронт». ( [ 14-12 ] - газета «Экспресс Новости» от 06.07.2007 г.)
В 1933 г. Совет Народных Комиссаров БССР присвоил И.Г. Лангбарду и М.Г. Манизеру звание «Заслуженный деятель искусств и архитектуры БССР».

В том же 1933 году состоялась торжественная церемония открытия бронзовой скульптуры вождю.

1934 г. - "Мiнск учора i сення". В.I. Каледа. Мiнск, "Беларусь", 1989 г.

В итоге смысловым и композиционным центром ансамбля стал памятник Ленину — бронзовая фигура выступающего перед народом вождя, установленный на постаменте, по сторонам которого выполнены горельефы: «Октябрьская революция», «Защита Родины», «Индустриализация страны», «Коллективизация сельского хозяйства».

«Автору удалось достичь органичной связи скульптуры с функциональной архитектурой И. Лангбарда. В результате чего памятник не теряется на фоне здания, он является неотъемлемой частью ансамбля и придает торжественность всей площади. Бронзовая фмгура точно соотнесена с постаментом и размещенными горельефными композициями, которые дополняют образно-пластическое решение памятника» — [86] .

Площадь перед Домом правительства и памятником была названа именем Ленина. Кстати, семиметровый минский памятник Ленину был самой высокой фигурой вождя в СССР.

Фото периода немецкой оккупации, 1941 г.

В первые дни фашистской оккупации города памятник Ленину был сброшен, распилен на части и вывезен в Германию для переплавки.

Фото периода немецкой оккупации, 1941 г.
Фото периода немецкой оккупации, 1941 г.
Фото периода немецкой оккупации
Фото периода немецкой оккупации. прислал Мардашов Кирилл. 

После освобождения Минска правительство БССР приняло решение о его восстановлении. Монумент удалось быстро восстановить, благодаря модели, сохранившейся в мастерской Матвея Генриховича Манизера . В апреле 1945 г. он был заново отлит на ленинградском заводе «Монументскульптура». К празднованию 1 Мая 1945 г. он был установлен на прежнем месте и здесь снова проводились демонстрации и праздники.

Фото 1980-х

 По материалам периодической печати и книг:
Прокопцов В.И. «В поисках красоты и гармонии», Мн., «наука и техника», 1988 г.,
"Мiнск учора i сення". В.I. Каледа. Мiнск, "Беларусь", 1989 г.,
"Минск: справочник-путеводитель", Мн., Редакция политической литературы, 1956 г.

пл. Независимости

Читайте еще