Парковая скульптура

Это направление весьма развито в Европе: «Водопроводчик, вылезающий из люка», «Писающий мальчик», памятник велосипеду, скульптура смерти...

Прошли те дни, когда ставили памятники только вождям, писателям и военным. Теперь и у нас парковая скульптура украшает город. Теперь она аполитична.

Долгое время единственным образцом европейской парковой скульптуры в столице был «Мальчик с лебедем».
В 1874 году в Минске, в одном из главных городов Северо-Западного края, был пущен водопровод с чистой артезианской водой. Памятником этому событию и стал фонтан со скульптурой «Мальчик и лебедь» в бывшем Александровском сквере (теперь — сквер у театра им. Я. Купалы). На постаменте фонтана — памятная дата 1874. Чтобы вода пошла по городу были построены водонасосная станция и специальные водонапорные башни.

Фото- "Минск", составители Карпенко И.С., Сакович П.П., Мн, "Беларусь", 1975 г.

В 1904 году водопровод имелся уже в 192 городах России. Минский был одним из крупнейших.

До начала 1970-х годов «Мальчика» по краям фонтана окружали вот такие зеленые лягушки.

Из фотоальбома Чайго Г.

Фонтан простоял неповрежденным до 1979 года. Тогда он был неокрашенным — мрамор с трещинами. А в 1979 году двое пьянтосов решили в нем искупаться. Результатом сего действа была сломанная рука у мальчика и шея у лебедя. Фонтан реставрировали, убрали зеленых лягушек по кругу, после реставрации его покрасили золотистой краской, и скульптура приобрела теперешний вид.

Во времена советской власти парковая скульптура была частью пропаганды социалистического образа жизни.

Образцы довоенной парковой скульптуры

 
Возле школы на ул. Красноармейской

В послевоенное время в моду вошла парковая скульптура: фонтанчик, рыбка, лягушка, салютующие пионеры, девушка с веслом, женщина с ребенком. Был утвержден целый список «нужных» скульптур, которые устанавливали по всем городам и весям. Причем, по словам современников, редко когда обходилось без курьезов. Вместо лягушки в сквере вдруг появлялись пионеры, а около роддома вместо запланированной женщины с ребенком — девушка с веслом. Такие казусы стали столь привычными, что уже никто и не смеялся над ними. По этому поводу шутили: подумаешь, одной лягушкой больше, одним пионером меньше...

В сквере Янки Купалы

 

В сквере на площади Свободы

Середина 1950-х. Сейчас на этом месте стеклянная пирамида. Фото Иванова Н.А. из архива Воложинского В.Г.

Так выглядел знаменитый спуск по ул. К. Маркса к парку им. Горького.

Из фотоальбома Чайко Г.
Из фотоальбома Чайко Г.
Из фотоальбома Чайко Г.
Из фотоальбома Чайко Г.

В парке Горького

Лицо крупного города — творение рук мастеров литья монументальной скульптуры. Эти произведения искусства создаются на века. Они ежедневно, год за годом, всегда на глазах у тысяч людей. Они украшают площади, бульвары, улицы городов, здания.

Парковые и скульптурные ансамбли просто созданы друг для друга. Игра живой зелени подчеркивает гармонию линий и пластичность силуэтов произведений искусства.

В жанре парковой скульптуры есть свои тонкости. Одно нарушение из многих требований стиля, и — «вещь не смотрится». А если несколько нарушений, то это уже не парковая скульптура, а «женщина с веслом».

Знаменитая девушка с веслом. В парке им. Горького.
В парке Горького, 1950-60-е годы.
В парке Горького, 1950-60-е годы.
В парке Горького, 1950-60-е годы. На фото мать художника Воронкевича В.С.
В парке Горького, 1950-60-е годы.
В парке Горького, 1950-60-е годы. На фото мать Воронкевича В.С.

До революции в Губернаторском саду (ныне парк Горького), на велотреке, были установлены различные фигуры. В тени деревьев скрывались «мухомор» и «боровик», а рядом с ними — «лиса», «аист», «утка», «серны» и «заяц».

Малые скульптурные формы украшали и другие парки.

В парке Янки Купалы (тогда носил название Пионерский парк).

В университетском городке

Из фотоальбома Чайко Г.
Из фотоальбома Чайко Г.
Район улицы Олега Кошевого.

В то время проводилась политика планомерного и последовательного включения монументального искусства в окружающую среду. Это позволяло более эффективно воспитывать у подрастающего поколения, всех советских людей чувство прекрасного, утверждения коммунистических идеалов.

Малые скульптурные формы (4 композиции)

Серия скульптурных композиций, размещенных на бульваре вдоль проспекта Победителей (ранее — пр. Машерова), на тему времен года внесла определенный масштаб и ритм, наполнила пространство пешеходной зоны яркой художественной формой. Времена года — «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» — воплощены в 1982 г. скульпторами В. Занковичем, А. Шатерником, Л. Давиденко, Ю. Поляковым через сезонные праздники, которые традиционно отмечаются в Беларуси. Наличие скульптурной группы, объединенной общей темой, организует пространство проспекта, позволяет человеку чувствовать себя сомасштабным современной архитектуре из стекла и бетона.

на проспекте Победителей (ранее - Машерова)

Культурная композиция в сквере имени Янки Купалы

В 1972 г. фонтан в сквере имени Янки Купалы перестроили. Работы были проведены к 90-летию со дня рождения Я. Купалы. Авторы — скульпторы А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий.

Новая красочная скульптурная композиция стала называться "Венок ". Она отражает один из моментов древнего народного праздника — Купалье.

скульптурная композиция называться "Венок "

Поздним июньским вечером, в период летнего солнцестояния, молодежь в праздничной одежде выходила за деревню и возле реки зажигала костры. И вместе с пламенем в небо взлетала купальская песня. В купальскую ночь девушки плели из полевых цветов венки, ставили на них зажженные свечи и пускали по реке, гадая о суженом. Огни долго светились на темной речной глади, мелькали в воде их отблески.

Композиция фонтана запечатлела удивительно красочную картину: над бассейном круглой формы наклонились две бронзовые фигуры девушек, которые кидают в воду венки. Плывут по воде венки... А с ними надежды, мечты... Сверкают, переливаются струи фонтана.

Скульптурная группа «Юность»

Фонтан со скульптурной группой «Юность» установлен в небольшом живописном сквере между зданиями республиканского Дома кино и гостиницей «Минск». Скульптор А.А. Аникейчик, архитектор С. Мусинский. На двух гранитных валунах размещены обнаженные фигуры юноши и девушки, держащих в руках чаши с водой. Вода льется из чаши юноши в чашу девушки и далее в небольшой декоративный бассейн, что символизирует молодость, вечность любви и жизни на земле.

скульптурная группа «Юность»

Вокруг бассейна проложены дорожки, установлены скамейки.

На парадном портале Театра музыкальной комедии установлена скульптурная группа «Муза» (бронза, скульптор Л.Б.Зильбер).

2007 г. Фрагмент скульптурной композиции «Муза». Фото Воронкевича В.С.

С обратной стороны театра музыкальной комедии установлена декоративная бронзовая скульптурная композиция «Батлейка» (автор — скульптор Л.Б. Зильбер). Изображены традиционные персонажи старинного театра кукол, выполненные в народной гротескной манере.

Скульптурная композиция «Батлейка». "Мiнск учора i сення". В.I. Каледа. Мiнск, "Беларусь", 1989 г.

Из воспоминаний Л. Зильберга: «После монтажа муз, началась работа над БАТЛЕЙКОЙ. Сбор материала в архивах, поиски композиции и опять... бесконечная череда согласований. Когда я сдавал БАТЛЕЙКУ многие полусерьезно допытывались — Антониха с кнутом это не партия ли, терзающая народ в лице Антона с козой? Но шутки кончились, когда вскоре после установки работы, мне позвонили друзья и сказали, что рабочие вырубают детали из моей композиции... Я приехал на место и увидел большое черное пятно на том месте, где был подсвечник с тремя свечами. Это было на левой дверце. Я написал возмущенное письмо в ЦК и сказал все, что я о них думаю. Через некоторое время меня пригласили к главному архитектору города. Но меня ждал совсем другой человек. Ему было поручено провести со мной разъяснительную беседу. Он сказал, что там, наверху, меня очень уважают, но я должен понимать, что идет напряженная идеологическая борьба и мы должны быть бдительными. Он достал из ящика толстый альбом, в котором были фотографии моей БАТЛЕЙКИ и многихархитектурных объектов очень известных архитекторов. Как мне пояснили, в каждом из них был какой-нибудь элемент, который вызывал подозрение у партийных идеологов (вот почему скульпторы так неохотно брались за работу над парковой скульптурой!). Я не верил своим глазам и ушам! „Вам бы в инквизиции работать“, — сказал я и ушел. Этот разговор жизнь мне, конечно, не облегчил, а, наоборот,создал в будущем много проблем».

Перед зданием театра разбит скверик с фонтаном. Фонтан выполнен в виде декоративных масок, скульптор М. Беляев.

В 1998 году в Михайловском сквере появилась «Дама на скамейке». К слову, двойник этой леди находится в Дюссельдорфе (Германия). Новая скульптура сразу же привлекла внимание горожан. У «Дамы» не раз назначали свидание, рядом с ней фотографировались.

 

Фото Г.З. Стасевича, 2006 г.

Через год в Михайловском сквере прописался «Прикуривающий».

"Прикуривающий"

С изготовлением этой скульптуры связана одна легенда (см. Раздел «Легенды, мифы, предания»)

А в 2000-м появилась «Девочка с зонтиком».

Босоногая девочка с зонтиком.

Некоторые журналисты сразу окрестили ее маленькой Ассолью. Светлый образ детства и беззащитную наивность подчеркивают чистый взгляд открытых глаз, короткое, чуть развевающееся на ветру платье. Достичь желаемого эффекта скульптору помогла десятилетняя дочь Маша, только ее лицо сделано более взрослым. А бронзовый зонтик над головой украшают символические ажурные узоры.
Сначала Жбанов думал поселить тут какое-то экзотическое существо и даже сделал компьютерный вариант двухметровой бабочки.
— Но позже вместе с главным архитектором столицы Александром Чадовичем мы выбрали этот вариант, — говорит Владимир. — Во-первых, хотелось быть оригинальными. В европейских городах парковая скульптура пользуется большой популярностью, и, кажется, там уже использованы все возможные образы диснеевских мультиков, сказок. А во-вторых, вдруг в этом сквере когда-нибудь появится и более шумная компания таких персонажей...

Но и ее в свое время не пощадили вандалы...

Известны и другие работы Владимира Жбанова. Во дворе одного из столичных ЖЭСов установлен его «забияка-крокодил», в Витебске и Светлогорске — памятники воинам-афганцам. А пятиметровому монументу «Беларусь» что в Гомельской области, — больше десяти лет. Некоторые из этих композиций сделаны Жбановым в соавторстве.

Площадь у Комаровского рынка

«Фотограф», «Дама с собачкой» и «Лошадь» украсили площадь у Комаровского рынка. Здесь же, на фонтане, прижились бронзовые «Гуси».

2006 г. Фото Стасевича Г.З.

На ступеньках крытого павильона уселась «Бабка с семечками» — работа минского скульптора Олега Куприянова.

2006 г. Фото Стасевича Г.З.

Любителей попариться у городской бани № 7 отныне встречает «Добрый Вася» — еще одно произведение Владимира Жбанова.

2005 г. Фото Воложинского В.Г.

В сентябре 2005 года, ко Дню города, у кинотеатра «Октябрь» установили бронзового «Почтальона».

2006 г. Фото Стасевича Г.З.

Церемония открытия скульптуры состоялась 9 сентября. Скульптура подарена городу группой периодических изданий «Из рук в руки». Бронзовое изваяние создал авторский коллектив в составе известных белорусских скульпторов Владимира Жбанова и Евгения Колчева, а также заслуженного архитектора Беларуси, лауреата Ленинской премии Юрия Градова.
В своей последней работе авторы представили молодого худощавого почтальона в форменной фуражке и с сумкой через плечо. На брусчатке мостовой он остановил свой велосипед и сквозь приспущенные на нос очки рассматривает последний номер газеты «Из рук в руки». В сумке почтальона видны номера других столичных изданий «Вечерний Минск» и «Минский курьер». Композиция весом 700 кг собрана почти из ста деталей.

Генеральный директор российского издательского холдинга «Из рук в руки» Леонид Макарон отметил, что идея подарить Минску скульптуру возникла в прошлом году, накануне десятилетия группы изданий «Из рук в руки», однако из-за высокой сложности композиции ее возведение было решено приурочить ко Дню города. «Поскольку в столице всего двое мужчин-почтальонов, мы решили подарить городу третьего, бронзового», — сказал Л.Макарон.По словам Ю.Градова, выбор места для изваяния не случаен: рядом находится студенческий городок Белорусского национального технического университета, Дом прессы и типография «Белорусский дом печати».

Е.Колчев является автором скульптуры «Икар», которая украшает фойе столичного кинотеатра «Победа», а Ю.Градов — соавтор мемориалов «Хатынь», «Прорыв» и «Катюша», памятников Янке Купале и Якубу Коласу в Минске.

В перспективе в историческом центре столицы пропишутся «Дама с офицером», «Нянька с детьми», «Шарманщик», «Скрипач» и другие бронзовые жители. А у городской ратуши планируется установить «Губернаторскую коляску».

 Скульптуры перед универмагом «Беларусь»

Автором скульптур перед универмагом «Беларусь является житель Заводского района Минска художник Василий Дубовик. Скульптуры украсили площадь перед универмагом осенью 2003 года. Скульптуры изготовлены из бетона. На бронзу, в которой работы смотрелись бы лучше, к сожалению, денег не хватило. Но это не помешало скульптору оживить этот уголок столицы.

2004 г. «Молодая пара». Фото Анны Анпилоговой
2004 г.  «Фигура в кулаке». Фото Анны Анпилоговой
2004 г. «Человек с гитарой». Фото Анны Анпилоговой
2004 г. «Мама с ребенком». Фото Анны Анпилоговой
 07.07.2011 г. «Ребенок в туфельке». Фото Людмилы Белеевской
07.07.2011 г.  Фото Людмилы Белеевской

Некоторые скульптуры доживают свой век (а некоторые уже «дожили») в совсем неприглядном виде в заброшенных уголках города, во дворах ведомственных организаций, рядом с гаражами и сараями.

2006 г. Фото Натальи Дудиной
2006 г. Фото Натальи Дудиной

А когда-то эта композиция выглядела так.

2005 г. Фото Воронкевича В.С.

А вот и знаменитые Мишки c бочонком меда.

2006 г. Фото Натальи Дудиной

И косули (олени)...

2006 г. Фото Натальи Дудиной

В районе улицы Короткевича можно увидеть девушку и юношу.

2006 г. Фото Натальи Дудиной

Украшение детского городка

2006 г. Фото Натальи Дудиной

Скульптурная композиция «Укрощение огня»

Фото Скумса Д.В., лето 2006 г. Прислал Андрей Буланов.

Расположена рядом со зданием по ул. Серова, 22 (офис ОАО «Керамин»). 

На ул. Малинина. Фото Анны Анпилоговой, 2004 г.
Возле центрального офиса Белгазпромбанка на ул. Притыцкого. январь 2005 г. Фото Анны Анпилоговой

 

Читайте еще