Монументально-декоративное искусство

Минск богат объектами монументальной живописи и скульптуры. На данной страничке приведены некоторые произведения отечественных художников, скульпторов, созданные в основном в советский период жизни города. Для этого как нельзя лучше подошли цитаты из книги Прокопцова В.И. «В поисках красоты и гармонии» — [53].

Градостроительство, «...сооружение новых кварталов... — всё, что называется искусственной средой, — требуют необходимого эмоционального и образного обогащения, создания художественно осмысленной среды для человека. В этом плане монументальное искусство является важным фактором эстетического и идеологического воспитания, формирования у людей высоких патриотических чувств к своей Родине, народу, национальной культуре».

«На всех этапах социалистического строительства советскому монументальному искусству и архитектуре присущи гуманистический характер, реалистическая направленность. Произведения художников и архитекторов создаются во имя и для блага людей, с целью комплексной и целостной художественной организации всей предметной среды. Окружающей человека в быту и на производстве, формирования у него высокохудожественного вкуса и культурных навыков, организации более продуктивной деятельности на рабочем месте и полноценного культурного отдыха».

«Развиваясь в едином русле многонационального советского монументального искусства, опираясь на традиции и широко привлекая достижения других братских республик, белорусская монументальная живопись и скульптура за сравнительно небольшой исторический отрезок времени заявили о себе как о новом явлении в советском искусстве».

«Силу воздействия искусства на людей очень высоко ценил В.И.Ленин. Он говорил, что искусство „должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс“. Это ленинское положение особенно актуально для монументального искусства, потому что по природе своего функционирования оно является наиболее общественной, наиболее публичной формой изобразительного искусства. Недаром, выдвигая план монументальной пропаганды в 1918 г., В.И. Ленин привел наркому просвещения А.В. Луначарскому то место в книге итальянского писателя и мыслителя XVII века Томмазо Кампанеллы об идеальном городе будущего, где рассказывается, что стены этого города покрыты фресками, которые являются действенным средством для образования и воспитания граждан, особенно молодежи, в интересах общества».

Главной задачей плана монументальной пропаганды «...была комплексная программа, которая органично сочетала в себе выражение и утверждение средствами изобразительного искусства основных принципов социалистического мировоззрения, а также организующей функции монументального искусства в формировании окружающей среды».

«Слова В. Маяковского „улицы наши — кисти, площади — наши палитры“ ярко передают революционную романтику и пафос творчества художников той поры, зарождение нового искусства. В осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды к первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции приняли участие многие художники, скульпторы, архитекторы Петрограда, Москвы и других городов. Представители самых разных художественных объединений, творческих направлений были охвачены революционным порывом и стремлением приступить к созданию новой среды, новой жизненной обстановки, к новому оформлению всего быта. В дни революционных празднеств в торжественной обстановке были открыты мемориальные доски, монументы, триумфальные арки, обелиски, посвященные видным борцам за общественный прогресс, революционерам, деятелям культуры».

Дом Советов на площади Свободы. Фото 1919 г. — [12].

«Многочисленные фасады зданий и различных архитектурных сооружений были украшены величественными декоративными панно на темы Революции, которые сочетались с лозунгами и призывами. Многим работам свойственны повествовательность, наличие символов и аллегорий, заимствованных у искусства прошлых эпох. По своей форме некоторые были созвучны жанру политического плаката, агитмассовому искусству».

«В 1919 г. при Наркомпросе Литовско-Белорусской Республики был создан Отдел художеств, который руководил и контролировал как оформление общественных зданий, так и установку памятников, монументов, вел «вопросы планировки городов, проекты крупных сооружений или изменение их облика. Основная деятельность отдела заключалась в том. Чтобы „прийти навстречу народу в целях наилучшего разрешения этих вопросов с их исторической, художественной и архитектурной сторон“, создать художественно-архитектурные, живописные, скульптурные и другие мастерские для практической реализации намеченных планов.

Новое искусство революционной эпохи с самого начала стало полифоничным: здесь сочетались и объединялись различные виды и жанры — плакат, лозунг, декоративное панно, праздничные триумфальные арки и трибуны. Театрализованные представления и т.п., которые преображали площади и улицы яркостью художественного оформления».

«В практической деятельности художников (того времени — прим. В.В.Г.) можно выделить 2 направления: во-первых, включение декоративных панно в существующую архитектуру; во-вторых, использование их, чтобы „разрушить“ архитектуру. Последнее было присуще деятельности специальной художественной мастерской в Минске, которой руководил В. Дмитриев.

„Если перед нами здание, пусть даже и прекрасное здание, — писал он в газете „Звезда“ по случаю предстоящего оформления Минска в 1919 г. ко дню Красной Армии, — мы не станем подлаживаться под его стиль, мы не станем наши украшения робко вкрапливать в замысел прошлой культуры, нет, пусть врежется в него как молот“.

Для праздничного убранства городов и населенных пунктов, а также создания значительных произведений монументального искусства выделялись немалые денежные средств».

«В большинстве случаев произведения скульпторов также носили экспериментальный характер. В основном они работали в духе кубизма (направление, характерное для творческой деятельности многих художников той поры)». «В Минске к годовщине образования Красной Армии был воздвигнут памятник красноармейцам, выполненный московским художником М. Цехановским в натуральную величину в кубических формах с использованием дерева, жести и других материалов.
Произведения монументальной скульптуры, исполненные в огрубленных, кубических формах не были поняты и приняты народными массами, о чем свидетельствует периодическая печать тех лет. Положительные отзывы получали те работы, которые были созданы авторами «выдержанно, экономно, без вычурности...».
«Многие живописные и скульптурные произведения выполнялись не только профессиональными, но и самодеятельными мастерами. В 1922 г. в Минске художник К. Елисеев с помощью местных мастеров-ремесленников создал памятник-бюст К.Марксу, который был установлен в центре города. Сохранившаяся фотография дает представление не только об образном и пластическом решении памятника, размещении его в окружающей среде, но и о моменте торжественного открытия в те годы».




Открытие памятника К. Марксу в Минске. 1922 — [53].

«Включение символики, элементов аллегории для наиболее полного раскрытия основной идеи произведения имело широкое распространение в творческой деятельности как самодеятельных. Так и профессиональных авторов».

«До нашего времени сохранились немногие произведения мастеров, работавших в области монументального искусства в 1920-е годы. Они были выполнены из недолговечных материалов и вскоре разрушились, другие погибли во время войны. Однако на основании тех работ. Которые сохранились.... Можно считать, что это искусство, рожденное Великим Октябрем, было многогранным как по широте охвата жанров, глубине выражения, так и по воздействию на огромные массы людей. И если не всегда удавалось художникам достичь стилевого единства, взаимосвязи с окружающей средой, то одно было несомненно — их объединяло революционное содержание. В этом главная особенность искусства революционной эпохи, в том числе монументального. Так, декоративные панно сочетали в себе стилистические элементы плаката и станковой картины. По своей функции революционный плакат смыкался и с праздничным оформлением городов, и с росписями агитпоездов, и с массовой печатной графикой».


Центральный вход выставки. С 10 августа по 1 ноября 1929 г. в Минске действовала первая Всебелорусская сельскохозяйственная и промышленная выставка. Фото 1929 г. — [82].



Павильон печати. Фото 1929 г. — [82].

Опыт многих авторов пригодился в 1939 г. при художественном оформлении Белорусского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Среди них А. Бембель, В. Волков, И. Ахремчик, З. Азгур, А. Глебов, А. Орлов, Е. Зайцев, И. Давидович, Е. Тиханович и др. Монументальное панно и произведения скульптуры не только дополнили экспозиционную часть, но и придали павильону оригинальное образно-тематическое решение«.


Праздничное оформление клуба железнодорожников в Минске, 1932 г. — [53].

«1920-е — начало 1930-х годов для белорусского изобразительного искусства и архитектуры были годами подготовки и становления художественных и архитектурных кадров в специальных учебных заведениях Москвы и Ленинграда, создания первых монументальных произведений, проектирования и застройки жилых, общественных и производственных зданий в городах республики».



Первый Всебелорусский съезд колхозников-ударников в помещении Минского государственного еврейского театра 15-19 апреля 1933 г. — [82].

«1920-е — начало 1930-х годов для белорусского изобразительного искусства т архитектуры были годами подготовки и становления художественных и архитектурных кадров в специальных учебных заведениях Москвы и Ленинграда, создания первых монументальных произведений, проектирования и застройки жилых, общественных и производственных зданий в городах республики».

«Начало 1930-х годов в культурной жизни Белоруссии характеризуется подъемом в различных областях, в том числе в изобразительном искусстве. В 1927 г. была создана первая творческая организация — Всебелорусское объединение художников, — целью которой было собрать разрозненные художественные силы живописцев и скульпторов, широко разработать вопросы белорусского искусства, содействовать Наркомпросу Белоруссии в организации выставок, студий и художественном оформлении городов и сёл».



Здание ЦИК БССР на площади Свободы. Подготовка к празднованию 15-летия Октября. — [12].

 

Агитационная стендовая установка на площади Свободы, 1937 г. — [12].

«Вторая половина 1950-х годов отмечена расширением палитры художественных материалов в области монументально-декоративной живописи. Появляются работы в технике темперной росписи по левкасу непосредственно на стене. К их числу относятся, например, выполненные в 1955 г . росписи И. Ахремчика и И. Давидовича „Дружба народов“ в фойе второго этажа Театра юного зрителя в Минск. Живописная сюита праздника молодежи страны удачно выполнена в восьми клеммах плафона».


Интересна работа «Народные мастера» в конференц-зале Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами в Минске, которая была выполнена в 1956 г. Декоративная лепнина, которая обрамляет нишу, где размещается настенная роспись, придает ей черты станковой картины в пышно декоративной раме.
Начало 1960-х годов характеризуется в творческой деятельности художников поиском нового пластического языка. ... Тенденция чрезмерного украшательства архитектурой в архитектуре, получившая широкое распространение в 1950-е годы, нашла отражение и в монументальном искусстве«.

«В монументальном искусстве республики конца 1960-х годов наблюдался определенный подъем, связанный прежде всего с появлением белорусских художников, скульпторов, получивших художественное образование в высших учебных заведениях Москвы, Ленинграда, а также в Белорусском государственном театрально-художественном институте. Наряду с известными мастерами В.Волковым, А.Бембелем, А.Глебовым, И. Ахремчиком, З.Азгуром творчески активно заявило о себе молодое поколение: М.Савицкий, В.Стельмашонок, Г.Ващенко, А.Кищенко, А.Аникейчик, Н.Рыженков, С.Вакар, Л.Гумилевский. характерной особенностью их творческой деятельности было стремление к расширению жанровых границ, тематического многообразия, поиска взаимосвязи монументальной живописи и скульптуры с архитектурой. В этом плане представляет интерес работа В.Стельмашонка, Г.Ващенко, А.Кищенко над настенной росписью „Героям Октября“ в интерьере Государственного музея истории Великой Отечественной войны. По замыслу авторов, она должна была стать доминантой всего архитектурного пространства. Эта работа была выполнена на картоне, который, к сожалению, погиб. Судя по сохранившимся кадрам кинохроники тех лет, можно говорить об оригинальном поиске художников, разработке ими темы и образно-пластического языка, композиционного размещения огромной росписи в интерьере».

«Развитие архитектуры 1960-х годов, где преобладало типовое проектирование с индустриально-сборным домостроением, показало свои издержки которые выражали прежде всего отсутствие ее пластической формы, художественной организации среды. В 1970-е годы разнообразнее становится образный язык архитектуры, значительно больше внимания уделяется цвету, фактуре, деталям, несущим конструктивную и функциональную выразительность в ансамбле. Этот процесс знаменует собой гуманизацию архитектурной среды».

«В 1969 г. в Союзе художников БССР была создана секция монументальной живописи. Практические пути реализации насущных проблем совместного творчества архитекторов и художников впервые были рассмотрены в 1973 г. на объединенном заседании Правления Союза архитекторов БССР и Президиума Союза художников БССР. Правлением Союза архитекторов БССР было предложено Союзу художников БССР приступить к совместной работе по комплексному оформлению микрорайона Восток-1 в Минске».

Мозаика на зданиях микрорайона Восток, напротив здания Национальной библиотеки. А.М.Кищенко — «Город культуры», «Город-строитель», «Город науки», «Город-воин». Смальта. 1977-1978 гг.

 

Фото А.Друпова, 2008 г.

Про эту работу со временем написали: «...произведения монументальной живописи смотрятся декоративными вставками на торцах зданий, они не достаточно четко прочитываются как с дальнего расстояния, так и вблизи».


Фото А.Друпова, 2008 г.

«Отличительной особенностью монументальной живописи отмеченного периода является то, что художники и зодчие рассматривали вопросы взаимодействия искусств без участия окружающего пространства». Как отмечали некоторые искусствоведы «... художник-монументалист относится к стене, как к холсту, натянутому на подрамник. Это был этап освоения индустриальной архитектуры, где произведения живописи (мозаика, витраж) воспринимались вне окружающей среды, нередко как и сама архитектура. Тем самым зрителю предписывалось не созерцание композиции, а быстрый охват обильного, яркого плоского декора».

«В творчестве художников-монументалистов начала 1970-х годов более глубокое отражение получила военная тема. В этом плане наиболее значительной представляется настенная роспись М.Савицкого „Отечественная война. 1944 год.“ в интерьере Государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске».

«В творчестве белорусских художников-монументалистов первой половины 1970-х годов можно выделить две противоположные тенденции: во-первых, стремление авторов стилистически подчинить своё произведение архитектуре и. во-вторых, противопоставить ритмический, цветовой и композиционный строй архитектуре, физически оторваться от неё. Следует отметить, что ни одна из этих тенденций не могла решить положительно проблемы синтеза искусств. В качестве примера, касающегося второй тенденции, можно привести мозаичное панно из смальты „Октябрь“ А. Кищенко на здании Белорусского государственного института по проектированию предприятий пищевой промышленности в Минске».

Мозаичное панно из смальты «Октябрь» А. Кищенко. Фото Воложинского В.Г., май 2008 г.

«Монументальная вещь не должна быть плоской. Она не должна быть просто приставлена к стене, — говорит автор, — она, как сцена в театре, должна работать всем архитектурным пространством. Поэтому и я шел от глубины от пространства всей этой — пусть даже не подготовленной — площади. Поэтому-то у меня здесь такое сложное двойное движение, поэтому такая глубина».
(«Декоративное искусство СССР, 1975, № 5»).

«В начале 1970-х годов белорусские художники и зодчие предприняли первые шаги в решении вопросов ансамбля архитектуры и монументального искусства. При создании Л.Погореловым проекта гостиницы «Турист» в Минске учитывалось комплексное решение гармоничной среды не только интерьеров, но и экстерьера здания. Так, в оформлении интерьеров большое внимание уделялось произведениям декоративного и декоративно-прикладного искусства. В числе работ, выполненных из керамики, стекла, текстиля и т.п., в небольшом зале приемов по эскизам художников А.Бельтюковой, Г.Горкунова, С.Ларченко, А.Кищенко был создан в 1972 г монументальный гобелен «Человек, познающий мир».
«На выносной части фриза гостиницы „Турист“ архитектор Л.Погорелов и художник А.Кищенко планировали разместить декоративное монументальное панно, которое должно стать доминантой во всей градостроительной ситуации микрорайона. Поскольку здание строилось на Партизанском проспекте, было решено придать произведению героико-патриотическое звучание, чтобы монументальная живопись во взаимодействии с архитектурой стала своего рода „визитной карточкой“ всего микрорайона».


Дом моды. Металлический барельеф А. Арцимович — «Солидарность».
Фото Воложинког В.Г., 2008 г.

На гостинице «Турист» А. Кищенко — «Белоруссия партизанская», Смальта, 1973 г. Пока нет фото.

На здании школы № 86. Фото Воложинского В.Г., декабрь 2007 г.


ДК текстильщиков построен в 1960 г. Главный фасад здания решен в виде своеобразного портика, посредине которого большой витраж, расчленённый вертикальными железобетонными рёбрами. Глухие поверхности стен по бокам витража украшены панно на тему расцвета социалистической культуры.


ДК текстильщиков. Фото Друпова А., 2007 г.

Рокоссовского просп., 41/А. Фото Друпова А., 2008 г.

Фото Друпова А., 2008 г.

Училище олимпийского резерва. Фото Друпова А., 2007 г.

Ул. Рокоссовского 114, фото А.Друпова, 2008 г.



Ул. Чичерина, 19. Фото А.Друпова, 2008 г.


БГУИР. Фото А.Друпова, 2008 г. Уже не существует.




Старовиленская, 131. Фото Натальи Тарашкевич, май, 2008 г.


Долгобродская, 23, корп.2. Фото А. Друпова, май, 2008 г.

Источник: Прокопцов В.И. «В поисках красоты и гармонии», Мн., «Наука и техника», 1988 г.- [53].

Читайте еще