Сеница

 Сеница - деревня, центр сельсовета. Название произошло от строения, постройки, в которой хранится сено - сенница. Первое из известных упоминание о Сенице относится к 1567 г. В то время Сеница - деревня, собственность Ж.С. Драгочёвича, выставляла в войско ВКЛ 1 коня.

В 1582 г. Сеница (Сеньница) - деревня, находящаяся в собственности у Стефана Ивановича Достоевского (предка известного русского писателя Федора Михайловича Достоевского), в 1590 г. была продана князю Петру Григорьевичу Горскому, владельцу маентка в Лошице. В 1600 г. отмечена как собственность князя Теодора Кароля Друцкого-Горского (князья Друцкие-Горские, потомки легендарного полоцкого князя Всеслава Чародея).

В 1791 г. эта деревня являлась центром маентка (3 деревни) Каралищавицкой парафии, собственность Павлюковского. В ней находился панский двор, 20 дымов (учет велся по хатам, в которых имелись печи, т.е. которые дымили, отсюда - дым), корчма, церковь.

В 1800 г. панский двор и деревня - собственность шляхтича И. Павлюковского, в ней находилось 8 дворов, 40 жителей. Двор и деревня размещались возле "великой пинской дороги", двор на правом, деревня на левом берегу реки Сеница. На реке стояла мельница, был мост.
В 1815, 1858 гг. - деревня и маентак в собственности у Торчинских.

В 1861 г. Сеница - деревня Сеницкой воласти, 12 дворов, 83 жителя. В 1897 в деревне 35 дворов, 253 жителя, волостное правление, церковь.
В 1866 г. в ней открыто народное училище, корчма.

В 1917 г. в деревне 50 дворов, 328 жителей; в маентке двор и 34 жителя; в корчме двор и 4 жителя.

В 1919 г. Сеницу посетил М.И. Калинин.

В 1941 г. - 98 дворов, 438 жителей.
На 1 января 1997 г. 497 хозяйств, 2078 жителей, средняя школа, 2 детских сада, библиотека, Дом культуры, столовая, магазины, церковь. 

 К северо-востоку от Сеницы, на южной окраине Минска, расположен курганный могильник дреговичей XI-XIII вв. (27 насыпей). Исследован в конце XIX в., в 1929, 1974 гг. Найдены бочковидные крупнозерненые филиграные бусы, бронзовые подвеска и проволочный перстень, фрагменты глиняных сосудов с волнистым орнаментом и клеймом на дне. Погребальный обряд - трупоположение.
(Минск. Энциклопедический справочник. Мн., Издательство  "Белорусская советская энциклопедия" им. П. Бровки. 1983, с. 365)

Великая отечественная война
Возле автомобильной трассы Минск-Слуцк братская могила 59 советских воинов. Среди них воины 1206-го стрелкового и 936-го артиллерийского полков 362-й стрелковой дивизии, в 1957 г. на могиле установлен обелиск. Возле деревни могила Г.У. Штрамова, который погиб в бою против немецко-фашистских захватчиков при ее освобождении, в 1975 г. на могиле установлен обелиск.
(Памяць. Мiнский раён., Мiнск. "Беларуская энцыклапедыя", с. 620)
 

Примечание
Достоевские
принадлежат древнему шляхетскому (дворянскому) мелкопоместному роду. Дворянский род Достоевских внесен в Родословную книгу Московского губернского дворянства (ч.3). 1828 г. Герб "Радван" (Польский гербовник). Достоевские пользуются гербом с 1577 года.

Данила Иванович Ртищев (Ртищевич, Иртищ, Иртищевич, Артищевич) в 1506 г. получил от пинского князя Федора Ивановича Ярославича жалованную грамоту на имение Полкотичи и на часть села Достоева в Пинском повете (уезд), к северо-востоку от Пинска, между реками Пиной и Яцольдой, на границе бывшего Кобринского уезд, после чего он и его потомки стали носить фамилию Достоевских. Имел сыновей Ивана и Семена Даниловичей (Семёну Даниловичу Достоевскому, в связи с женитьбой «Подтвердительную грамоту» жалует королева Бона).

(По весьма вероятной гипотезе исследований Н.П.Чулкова (Справка о происхождении Достоевских), Данило Иванович Иртищ (Ртищевич, Иртищевич, Артищевич) ведет начало от одной из ветвей великорусского рода Ртищевых, след которой обнаруживается под Пинском в начале 16 века в лице одного из бояр князя Пинского Федора Ивановича Ярославича (Отец последнего бежал из Московии в Литву (теперешнюю Беларусь) еще в 1456 году при Василии Темном). Этому боярину и жалует князь "вечно и непорушно" несколько дворов в селе Достоево в 1506 году ("Хроника рода Достоевского. М., 1933, с.25))

Второй сын Ивана Даниловича, Федор Иванович Достоевский, (земянин) землевладелец Пинского повета, в 1572 г.поселяется на Волыни вместе с князем А.М.Курбским, который называет его своим "уполномоченным приятелем" (польский юридический термин должности). Потомство Федора Ивановича Достоевского утвердилось на Волыни и положило начало той ветви Достоевских, поселившихся в соседней Подолии, из которой вышел и сам писатель Ф.М.Достевский . 

Третий сын Ивана Даниловича, Стефан Иванович Достоевский, земянин минский, перешедший в униатство, в 1577 г. получил от короля Стефана Батория привилей на владение минским Вознесенским монастырем.

По имени Стефана писатель Ф.М.Достоевский хотел назвать Степаном своего сына Алексея, перед его рождением.

С.М.Соловьев. "История России", VII, 453: "Минский Вознесенский монастырь был в 1579 году передан с ведома королевского земянину Достоевскому, который не был даже православный. Митрополит Илья и каштелян Минский Ян Глебович жаловались королю, что Достоевский пользуется только доходами и вовсе не радеет об управлении монастырем…".

Стефан Иванович Достоевский в 1590 г. продал свое имение Сенницыкнязю Горскому.
("Хроника рода Достоевского", М.В.Волоцкой, М., 1933, http://forum.vgd.ru/39/33157)

Писатель Ф.М. Достоевский
"Взлёты и падения героев Достоевского открывают читателю глубины, которые чаще ужасают, чем восторгают. В этом мире читателю неудобно – но в него тянет заглянуть, чтобы прикоснуться к неведомому и непознанному. «Душа человеческая суть вместилище всех добродетелей и грехов человеческих, она мятётся, страдает, спасается, – она моя душа», – это единственное и главное, в чём безоговорочно соглашается с Достоевским читатель.

Следует сказать, что и Толстой, и Достоевский оказали колоссальное влияние почти на всех писателей, творивших после них. И если русские писатели чаще других учителем называли Толстого, то западные практически единодушно в учителя зачисляли Достоевского.

О «завоевании» Запада Достоевским точнее других написал Андре Жид. Именно он указал на загадочность этой исполинской фигуры, которая наряду с Ибсеном и Ницше завладела умами западных читателей.

Не вызывает сомнения, что Европа почувствовала в Достоевском то, чего не было в прочих русских писателях, а именно – родственность себе. Да, Достоевский говорил о том, что русская душа – это «вакантная нация, способная стать во главе общечеловеческого дела». Он писал, что не понимает эмигрантов, сумасшедших, по его разумению. Он считал, что «на Западе Христа потеряли по вине католицизма». И тем не менее Запад безоговорочно принял Достоевского-писателя и Достоевского-философа".

Причины того, что идеи Достоевского овладели западными умами, скорее всего, в следующем. Корни рода Достоевских в Великом княжестве Литовском. "Европа для Достоевских генетически не была далёкой заграницей. Они, Достоевские, от Данилы Ивановича до Фёдора Михайловича, ощущали Европу и плотью, и духом. Это подтверждается пристальным вниманием Фёдора Михайловича к пресловутому «польскому вопросу», этой кровоточащей язве на теле империи. Он принял живейшее участие в развернувшейся полемике не только по своему положению редактора журнала «Время», но и по зову крови. «Польское дело», «польский вопрос», судьба Западного края были его исторической болью, которую следовало пережить и превозмочь. Великое княжество Литовское было сильно подвержено европейским интеграционным процессам. Оно существовало в политической и религиозной системах координат Европы, со всеми их плюсами и минусами". (Алесь КОЖЕДУБ)

Торчинские (Турчинские) - помещики, дворяне, католики. Нарциз Петрович Торчинский владел 608 десятин земли в Сенице.



Сеницкая средняя школа
Народные училища на территории Минского района стали открываться преимущественно после отмены крепостного права.
Церковноприходская школа в д. Сеница открылась в 1864 г.  Основными предметами были закон Божий, русский язык, арифметика, чистописание и пение. В 1866 г. она была реорганизована в двухклассное народное училище, здание для которого построили на средства крестьян. В училище, кроме общеобразовательных предметов преподавались основы овощеводства, агрономии, животноводства. В 1889-1890  гг. учеником этого училища был семилетний Янка Луцевич - будущий поэт Янка Купала. Его первой учительницей была Олимпиада Васильевна Солнцева, которая обладала редким даром педагога. Она умела так вести своих учеников в удивительный мир знаний, что ее уроки навсегда оставались у них как светлая и дорогая память. У нее Янка учился только одну зиму, но на всю жизнь оставил много теплых воспоминаний о своей учительнице.

В начале 1920 г. Сеницкую школу (она считалась начальной) посещали дети из 16 ближайших деревень. Среди учеников был и будущий белорусский поэт, писатель Станислав Петрович Шушкевич (отец Санислава Станиславовича Шушкевича). Благодаря усилиям О. В. Солнцевой в большинстве сел Сеницкой волости открылись начальные школы. В 1949 году Сеницкая школа стала семилетней.В 1960 г. построили новое здание, рассчитанное на 280 учеников. С 1 сентября 1967 г. школа стала средней и училось в ней около 400 учеников.

12 июля 1982 г. школе присвоено имя Янки Купалы, в ней был открыт музей поэта. На его открытии присутствовал бывший ученик Солнцевой О.В., известный поэт Станислав Шушкевич, а также — народный писатель Василий Быков, главный хранитель фондов Литературного музея Я. Купалы, его племянница Я.Ю. Романовская, представители общественности. Экспозиция музея охватывала все периоды творчества поэта и состояла из 9 разделов. Теперь музей состоит из двух залов, в которых размещены 130 экспонатов. В нем представлены как старые экспозиции, так и новые, созданные с помощью сотрудников Государственного музея Янки Купалы.

Отдельный стенд посвящен еще одному известному поэту Беларуси — Станиславу Петровичу Шушкевичу, который также учился в Сеницкой школе, у той же учительницы в 1921 — 1922 гг. Станислав Петрович при жизни часто бывал в родной школе, постоянно поздравлял коллектив учителей с праздниками, присылал сборники своих стихов и свои произведения. На стенде представлены экспонаты, которые были переданы самим Станиславом Петровичем. Это различные фотографии, сборники его стихов, другие работы.

В свое время школу посетил Кирилл Трофимович Мазуров и Вальтер Ульбрихт.

Памяць. Мiнский раён., Мiнск. "Беларуская энцыклапедыя", с. 68, 499-500, http://www.senitsa.org/school/museum/

Примечание
Станислав Петрович Шушкевич -
член литературного объединения "Молодняк". Автор около десяти поэтических сборников, нескольких прозаических книг, многих произведений для детей. Был дважды — в 1934 и 1949 годах — репрессирован. Реабилитирован в 1975 году.

Санислав Станиславович Шушкевич - сын С.П. Шушкевича, советский и белорусский политический деятель, подписавший в 1991 году как глава Республики Беларусь Беловежские соглашения. Председатель партии Белорусская социал-демократическая Громада (с 1998). Доктор физико-математических наук (1970), профессор (1973), член-корреспондент Национальной АН Белоруссии (1991).

1986—1990 — проректор Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина. 1990—1991 — первый заместитель Председателя Верховного Совета Беларуси. В августе 1991 выступил против ГКЧП, подписал заявление с его осуждением. 9 сентября 1991 избран Председателем Верховного Совета Беларуси. 1991—1994 — Председатель Верховного Совета Республики Беларусь.

Кирилл Трофимович Мазуров - советский партийный и государственный деятель. В 1950—1953 гг. — первый секретарь Минского обкома партии. В 1953—1956 гг. — Председатель Совета Министров Белорусской ССР. В 1956—1965 гг. — первый секретарь ЦК КП Белоруссии. В 1965—1978 гг. — Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР. В 1968 г. на месте осуществлял политическое руководство советским вторжением в Чехословакию.К.Т. Мазуров – Герой Социалистического труда, награжден пятью орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, многими медалями, а также орденом Чехословацкой социалистической Республики. Его именем названа улица в Минске. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Вальтер Ульбрихт - деятель германского и международного рабочего движения, партийный и государственный деятель Германской Демократической Республики,один из основателей организации Коммунистической партии Германии (КПГ) в Лейпциге. Вместе с Э. Тельманом и В. Пиком боролся за превращение КПГ в марксистско-ленинскую, массовую пролетарскую партию.В 1928—33 депутат германского рейхстага от КПГ. С 1928 кандидат в члены Исполкома Коминтерна, в 1928—29 и 1938—43 представитель КПГ при Исполкоме Коминтерна. После установления в Германии фашистской диктатуры Ульбрихт  находился на руководящей работе в подполье; в конце 1933 в связи с угрозой ареста был вынужден покинуть Германию. Во время 2-й мировой войны 1939—45 гг. вёл разъяснительную работу среди немецких военнопленных в СССР, участвовал в создании Национального комитета «Свободная Германия». (Во время Сталинградской битвы 1942 - 1943 гг. Ульбрихт через громкоговоритель призывал солдат вермахта переходить на советскую сторону. Никита Сергеевич Хрущев охотно рассказывал, как он подначивал Ульбрихта во время ужина: он, мол, не заслужил своей трапезы, потому что нынче никто из немцев не перешел на нашу сторону).

После разгрома фашизма вернулся на родину. Один из основателей Социалистической единой партии Германии (СЕРГ). с 1949 член Политбюро ЦК СЕПГ, в 1950—53 генеральный секретарь, в 1953—71 первый секретарь ЦК СЕПГ, с 1971 председатель СЕПГ. В 1949—55 У. — заместитель премьер-министра ГДР, в 1955—60 первый заместитель председателя Совета Министров, в 1960—71 председатель Национального совета обороны, с 1960 председатель Государственного совета.



Центр развития ребенка "Колосок"
"Особое восхищение вызвал дошкольный центр развития ребенка «Колосок», созданный на базе одного из двух расположенных здесь детских садов. Его посещают 170 ребятишек. Для тех, кто слаб здоровьем, организована санаторная группа. Все ребята проходят закаливание, плавают в бассейне, при необходимости получают физиотерапевтические процедуры и массаж. Они любуются редкими растениями, аквариумом в экологической комнате и слушают здесь сказки про золотую рыбку, а также... с удовольствием пьют травяной чай в прекрасно оформленном фитобаре. В центре работает психолог, функционируют кружки английского языка, хореографии, изобразительного искусства и многие другие". (http://ru.wikipedia.org/wiki)

Сеницкая детская школа искусств - одна из старейших школ в районе. Начало летописи школы относится к 1954 г., когда филиал музыкальной школы № 1 г. Минска переехал из Колядичей в Сеницу. В 1960 г. он обрёл статус самостоятельного учебного заведения. В школе работают следующие отделения: фортепианное народное (баян, аккордеон), струнное народное духовое, струнное смычковое эстрадное.

Сенницкий народный ансамбль танца "Сеница"
Создан в 1972 г. при доме культуры. Звание народного присвоено в 1981 г. В  репертуаре беларуские народные танцы: "Беларуская полька", "Сеницкая залихвацкая", "Вясковая",  хореографическая композиция "А досвитки тут цихия", миниатюры "На сенокосе", и др. Коллектив выезжал на гастроли в 13 странах Европы (Венгрии, Германии, Польше, Италии и др.), а также в Японии.
(Памяць. Мiнский раён., Мiнск. "Беларуская энцыклапедыя", с. 492, 556)

Музей истории Минского района
Музей создан в 1983 г., существовал до 1991 г. Экспонаты музея состояли из материалов, отражающих становление советской власти в районе, деятельности партийных и комсомольских организаций района, Советов, их исполнительных и распорядительных органов, борьбу против немецко-фашистских захватчиков, деятельность партизанских отрядов, и др. После его расформирования экспонаты музея были переданы в районный Дом пионеров в д. Сенница.
(Памяць. Мiнский раён., Мiнск. "Беларуская энцыклапедыя", с. 551)

Потребительская кооперация
В 1926 г. в д. Пятевщина Самохваловичского района по инициативе учителя начальной школы, агронома по образованию, И. М. Борисевича была создана молочная артель. Был организован выпуск голландского сыра и масла. Продукция артели получила высокую оценку потребителей. Ближайшим помощником  Борисевича стала зоотехник Н.И. Никонова, которая принимала активное участие в создании таких артелей в деревнях Сеница, Подгай и др. Крестьяне на практике убедились в экономической выгоде для них сдавать молоко на переработку в артель, чем везти его на продажу в Минск. Членами артели стали крестьяне из ближайших деревень.
(Памяць. Мiнский раён., Мiнск. "Беларуская энцыклапедыя", с. 105)

ОАО «Гастелловское»
Основное направление — молочное животноводство, которое дает порядка 60 процентов выручки. 

Козыревские партизаны
Активными участниками борьбы против польских интервентов в 1919-1920 годы был отряд козыревских партизан, созданный в октябре 1919 г. под руководством Минского подпольного комитета КП(б) Литвы и Белоруссии (командир С.С. Плащинский). В него входили жители пригородных деревень Козырево, Колядичи, Сеница, Самохваловичи и др.
(Памяць. Мiнский раён., Мiнск. "Беларуская энцыклапедыя", с. 80)

Первый белорусский кинофильм "Лесная быль"
В совхозе "Прилуки" проходили "большие киносъемки" первого белорусского фильма "Лесная быль" (первоначально картина называлась "Гришка свинопас").

Для съемок фильма из Москвы в Минск приехала экспедиция  из 20 человек. Съемки было решено проводить в Прилуках, а по ближайшим деревням развесили объявления, в которых говорилось о наборе "1000 человек крестьян и крестьянок различного возраста (желательно стариков)". "Товарищи крестьяне. Просим вас всех принять самое горячее участие в создании I-ой национальной крестьянской белорусской кино-фильмы и придти в совхоз "Прилуки" всей вашей деревней".  "После съемок для участвующих в съемках крестьян будут показаны кино-картины, пущены светящиеся ракеты и играть оркестр музыки". Съемочная группа жила и работала в Прилуках в бывшем усадьбе  графа Чапского.

В основу картины легла повесть "Свинопас" Михася Чарота, режиссер фильма - Юрий Викторович Тарич (Родом из Полоцка, учился в Московском университете, участник русско-японской войны. С 1920 по 1925 г. руководил театральной секцией клуба им. Свердлова в Кремле, где впервые на советской сцене в пьесе "Гибель самодержавия" сыграл роль Ленина). Ассистентами режиссера (и одновременно артистами) были И.А. Пырьев, который делал тогда первые шаги в кино, и  В.В. Корш-Саблин, у которого по воспоминаниям также  с "Лесной были" начался путь в кино. Газета "Звезда" писала в июле 1926 г. "Лесная быль" - фильм про массовое народное движение. Естественно, съемочной группе понадобилось огромное количество участников массовых, преимущественно батальных сцен. Таким образом стали повстанцами 1920 г. жители близлежащих деревень Подгаи, Русиновичи, Прилучки и др. (вероятно и дер. Сеницы - прим. мое), а курсанты Объединенной военной школы в Минске - "легионерами", "карателями".  Тарич очень подробно разъяснял, что нужно делать артистам - крестьянам из ближайших деревень, но и они в свою очередь говорили ему, как тут обстояли дела на самом деле тогда, в 1920-м.  "Многие прилукские крестьяне были участниками партизанских боев. По просьбе Тарича они водили нас по местам своих бывших засад. Там мы потом и снимали".

Вот что рассказали журналисты столичного телевидения о съемках фильма. "Работа над первым немым белорусским фильмом началась во второй половине 1926 года, и главной съемочной площадкой «Лесной были» стала деревня Прилуки, в частности, известная усадьба графа Чапского. Все актеры в этом фильме играли самих себя, в своих же костюмах и в привычной для себя обстановке, ведь гримеров и костюмеров тогда не было, а специальные декорации не возводились. Все было так, как есть на самом деле. Например, в первоначальном варианте фильма была сцена в штабе, где участники операции по освобождению Минска во главе Красной Армии — Адамович, Червяков и Кнорин — играли самих себя. А приглашены они были Таричем в знак благодарности за оказание помощи в реализации съемок фильма. Сегодня этих персонажей фильма мы можем увидеть лишь на старой афише, а может быть и в каком-нибудь киноархиве за границей".

Фильм вышел на экраны в Минске в кинотеатре «Культура» (теперь в этом здании размещен Русский драматический театр им. М. Горького) 26 декабря 1926 года. Он вызвал неимоверный интерес у зрителей. Аншлаги в кинотеатрах, демонстрация по нескольку раз в день, моментальная продажа билетов – все это говорит лишь о том, что первый блин получился совсем не комом.

Петро-Павловская церковь

Источники: (И.И. Резник"Первенец", "Помнiкi гiсторыiiкультуры Беларусi", № 4, 1970)
http://www.ctv.by/tvprogram/~news=53436
Памяць. Мiнский раён., Мiнск. "Беларуская энцыклапедыя"
http://ru.wikipedia.org/wiki/ 
http://www.senitsa.org/school/museum/
Минск. Энциклопедический справочник. Мн., Издательство  "Белорусская советская энциклопедия" им. П. Бровки. 1983, с. 365

Рассказать друзьям

Поделиться
Поделиться

Подпишитесь на рассылку

Материалы по теме

Читайте еще