Кальварийское кладбище

«Наши кладбища — это зеркало общества, они отражают историю, которую прошло наше отечество».

Кальварийское кладбище — самое старое из сохранившихся в Минске. Оно существует много веков. По официальной версии, ему около 170 лет. По другим данным захоронения на этом месте ведутся уже более 600 лет.

25 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова

Погребения, начиная с конца XYIII века, подтверждались записями, помещенными в «Книге умерших» минских приходов. В тот период существовало решение властей о том, чтобы умерших минчан хоронить только здесь. Владислав Сырокомля описал посещение Кальварии: «...Это кладбище минской аристократии, размещенное на северо-западе, в трех верстах от городских стен».

В 1673 г. стольник и надстароста Теодор Ванкович передал ордену францисканцев свою «юридику» в Кальварии, что в 7 км от города, для постройки костела "Воздвижения Святого Креста«.Тогда у дороги на Раков возник деревянный костел ордена кармелитов. В 1800 году Кальвария перешла к францисканцам, и с того времени здесь регулярно стали хоронить минчан католического вероисповедания. Тогда это была окраина Минска, окраиной Кальвария оставалась до середины ХХ века и только после войны вошла в городскую черту.
В 1839 году в центре кладбища на месте деревянного построен костел из бутового камня. В 1899 году отремонтирован.
Является памятником неоготического стиля.

Кальварийский костел, 7 К
Главный фасад Кальварийского костела, фото1983 г. — [11].
42 К
Кальварийское кладбище. Конец XIX века.
15 К
Сегодняшний вид костела. 2006 г. Фото Дмитрия Киркорова
Ў Касьцёле Узвышэньня Сьвятога Крыжа на Кальварыі
Каталікі Мінска сьвяткуюць Пасху. Ў Касьцёле Узвышэньня Сьвятога Крыжа на Кальварыі служба ўжо завершана. Фота Валерыя Інюткіна 05.04.2015

Кальвария название свое получило от латинского слова calva — череп. Оно по-латински означает то же, что по-гречески Голгофа — место, где распяли Христа.

9 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова

У католиков Беларуси, Латгалии, Литвы и Польши был обычай создавать на живописных холмах костелы, «кляшторы», к которым, как путь Христа на Голгофу, вела «крыжовая дарога». Сюда ехали на поклонение немощные, калеки, обычные верующие.

Вечное успокоение нашли на Кальварийском кладбище представители известных дворянских родов белорусско-литовского края: Вариводские, Виткевичи, Гайдукевичи, Гинтовты и Гинцы, Горваты, Григоровичи, Дзейки, Довнары, Доршпрунги, Жуковские, Журавские, Кимбары, Кобылинские, Камоцкие, Матусевичи, Монюшки, Новицкие, Пацевичи, Петрашкевичи, Пячулисы, Реуты, Римашевские, Римши, Сабилы, Селицкие, Сенкевичи, Станишевские, Стефановичи, Храптовичи, Чечоты, Шабловские, Шумейки, Шунейки, Юревичи, Эйсмонты, Ягелы, Янушкевичи и сотни других.

Усыпальница Виткевичей, 7 К
Усыпальница Виткевичей (конец XIX в.) Фото 1979 г. — [11].
25 К
Современный вид усыпальницы Виткевичей. 2006 г. Фото Дмитрия Киркорова

Под позднейшими плитами лежат более древние. В столичном историческом архиве были найдены костельные книги на латинском и польском языках, в которых упоминаются десятки ранее незафиксированных на Кальварии фамилий, среди которых есть Понятовские (из этого белорусско-литовского рода происходит последний король Речи Посполитой Станислав Август) и Радзивиллы.

Железные двери Кальварийских ворот, 11 К
Железные двери Кальварийских ворот. Фотозарисовка 1965 г. — [11].

В 1830 г кладбище было огорожено, здесь построена въездная монументальная брама (ворота).

Кальварийские ворота, 13 К
Кальварийские ворота (брама) — памятник архитектуры малых форм, выполненный в стиле классицизма — [21].
17 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова

Здесь нашли успокоение Янка Лучина (Иван Неслуховский) — поэт конца ХIХ века, художник Валентин Ванькович, Вацлав Ивановский — один из основателей белорусского национального движения начала ХХ века, Ян Болеслав Луцкевич, повстанец 1863-64 гг., — отец Ивана и Антона Луцкевичей, соратников Ивановского, основателей первой белорусской газеты «Наша Нiва», первой национальной политической партии — Белорусской социалистической громады, создателей белорусского музея в Вильно (Вильнюсе).

2006 г. Фото Дмитрия Киркорова

Здесь находятся могилы Войниловичей — тех самых, благодаря которым в начале прошлого века Минск украсил Красный костел на нынешней площади Независимости. Здесь же захоронены Вериги-Даревские — родственники Артема Вериги-Даревского, писателя ХIХ века. Под главным алтарем Кальварийского костела в 1840 году был похоронен великий художник Ян Дамель, автор знаменитых исторических полотен. Им же был расписан кальварийский костел. По свидетельству В. Сырокомли, в костеле находилась одна из лучших картин художника — «Христос в Гевсиманском саду» (по другим данным — «Христос на горе Оливной», «Христос на горе Голгофе»).

Как известно, тюрьма на улице Володарского была построена в начале ХIХ века минским мещанином Пищалой. В ней еще при царе сидел Якуб Колас, который «воспел» потом острог во многих своих произведениях. Пищалы тоже похоронены на Кальварии.
Cамый древний из сохранившихся памятников на кладбище — это красный гранитный валун сестер Амульских 1808 года.

Всем находилось место — не только католикам и не только белорусам. Здесь похоронены солдаты наполеоновской армии и жертвы большевистского террора. В годы первой мировой войны на кладбище хоронили умерших в плену австрийских солдат. Есть могилы польских солдат, которые погибли во время советско-польской войны 1919-1920 гг. Во время Великой отечественной войны на Кальварии похоронили 3 тысячи евреев из минского гетто. Хоронили без различия конфессий.

Так было до самого закрытия кладбища в 1967 году.

Кальварийское кладбище, 26 К
Современное фото кладбища. Фото  Ангелины Гладышевой.

С 1967 года Кальвария была закрыта. В 1990 году решением Мингорисполкома территория кладбища была принята под охрану государства. А комплекс всех сооружений, включая захоронения, был включен в государственный список памятников градостроительства и архитектуры г. Минска.

Однако, в конце 1990-х годов, Мингорисполком принял решение о разрешении коммерческих захоронений на территории Кальварийского кладбища. Богатые минчане стали «разрабатывать» новые захоронения. Особенно им приглянулась, так называемая, Австрийская горка. В результате появились случаи уничтожения старых могил, часовен. Старые могилы стали исчезать буквально повсюду, даже возле костела.

27 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова
26 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова
21 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова
25 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова
20 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова

Кроме морального ущерба (осквернения и ликвидации национальных святынь), существует и чисто прагматическая сторона. Значительная часть кальварийских могил — это жертвы холеры, тифа, туберкулеза. И повторные захоронения в одном месте чреваты распространением инфекционных заболеваний. Эпидемия холеры в 70-х годах позапрошлого века началась в Одессе, когда вандалы грабили могилы на кладбище умерших от холеры.

Кальварийское кладбище, 29 К
Современное фото кладбища. Фото  Ангелины Гладышевой.

На «Дзяды» 1995 года по Кальварии прошел ураган вандализма. Еще ранее, в 30-е, 60 — 70-е годы с могил срывали кресты как чуждые стране серпа и молота символы. В 80-е годы на Кальварии орудовали золотоискатели. И в наше время варвары периодически оскверняют старые могилы.

Кальварийское кладбище, 29 К
Современное фото кладбища. Фото  Ангелины Гладышевой.
27 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова

В конце прошлого года Кальвария была объявлена памятником истории и культуры первой категории.

12 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова

При Красном костеле создан комитет «Кальвария», который планирует вернуть кладбищу его исконный вид, сделав гордостью минчан и почтив память предков.

Кальварийское кладбище, 34 К
Современное фото кладбища. Фото  Ангелины Гладышевой.
29 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова
34 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова
27 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова

На кладбище находятся захоронения советских солдат, погибших в годы Великой отечественной войны.

18 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова
23 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова
15 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова
13 К
2006 г. Фото Дмитрия Киркорова

На странице были использованы материалы из газеты «Советская Белоруссия», книги З. Пазняка «Рэха дауняга часу» и фотографии с сайта www.ank-zine.org.

ул. Кальварийская

Читайте еще