Языческое капище

Наиболее почитаемыми божествами наших предков — если судить по археологическим находкам учёных — являлись Велес (бог мудрости, скотоводства, богатства), Перун (бог войны, грозы), Дажьбог (бог солнца). Идолы (капи) этих божеств делались из различных материалов: дерево, камень, кость, металл. Кроме материалов, капи отличались и размерами, что, возможно, зависело от того, какому богу они посвящались. Однако, согласно Э.А.Левкову, образами богов для наших предков могли служить не только идолы, но и ледниковые валуны, коих на землях Беларуси находиться великое множество.

В центре современного Минска, возле концертного зала «Минск» на берегу р. Свислочь еще совсем недавно находились остатки языческого капища, посвященного Велесу.

Когда-то это была окраина Минска, район улицы Кошарской (теперь — Красноармейская). Здесь еще в XIX веке стоял лес. У подножия одного из холмов этого леса лежал валун (его называли «Дзед»), о котором рассказывали интересную легенду.

Самое удивительное в этой легенде то, что она имеет совершенно реальное продолжение. Капище в Минске действительно существовало. В центре огороженной с трех сторон прямоугольной площадки вымощенной деревянными брусками на берегу Свислочи находились главные объекты поклонения — гранитный валун «Дзед» («Стары») и дуб в четыре обхвата «Дуб» («Волат»), чьи желуди считались лекарственными. Рядом на выложенном из камней месте над рекой горела «Жыжа» (вечный огонь, жертвенник, на котором сжигали пищу) и бил родник. Здесь жил и хранитель огня — Старец, считавшийся в народе знахарем и чародеем: он мог лечить, привораживать, предсказывать будущее, продлевать жизнь и даже навлекать смерть.

Камню, называемому «Дзед», поклонялись, приносили дары, у него же просили помощи. Больные люди, в надежде исцелиться от хвори, на тридцать три дня надевали на валун передник или обматывали полотном. Девушки украшали его собственноручно вытканным рушником и просили о ниспослании достойного жениха, а потом и здоровых деток...

Подобные места разбросаны по всей Беларуси. Очень часто возле родников народ повязывает ленточки — наузы на близ растущие дубки. Кто с чем приходит на места выхода подземных вод. Иной передает горести, и завязывая ленточку, оставляет у входа в Навьское царство свои невзгоды, другой спрашивает совета, или лечит недуг. В народе сложилось поверье что до таких деревьев дотрагиваться нельзя, они заряжены человеческими судьбами. Когда подобное дерево высыхало, его обкладывали валежником и сжигали вместе с накопленным за все время негативом. Имя такому месту — Проща.

Так выглядел валун в 1990-х гг. На заднем плане видны осветительные вышки стадиона 'Динамо'
Так выглядел валун в 1990-х гг. На заднем плане видны осветительные вышки стадиона «Динамо».

В конце XIX в. это место было окраиной города и из-за сложной заболоченной местности представляло собой естественный оборонительный рубеж города. Местные власти не особо показывались в этих местах из-за разгула преступности. Возможно преступниками" были местные жители, дававшие отпор христианским служителям да и государственной власти, утверждавшей свои порядки.

В конце 1880-х, в канун празднования 900-летия христианства на Руси, минские власти, подстрекаемые церковниками, предприняли попытку разрушить капище как последнюю опору «поганства» в городе — тысячелетний дуб был спилен, священный огонь разбросан. Однако языческая традиция просуществовала в Минске до 20-х годов ХХ столетия. Местное население, несмотря на репрессии, все равно оставалось верным языческой традиции. В какой-то мере этому помогло ослабление церковной власти с приходом к власти большевиков. Не до язычников было дело. В первые годы советской власти на Ляховку, к сохранившемуся валуну, приходили люди, украшали его лентами да постилали полотенца, обращались с просьбами, творили требы солнечной сурицей, зерном, да квасом.

Еще в первые годы советской власти на Ляховку, к сохранившемуся валуну, приходили люди и украшали его лентами да полотенцами, выливали на него мед, молоко и вино. Здесь до начала прошлого века была «молельня у камня», пользовавшаяся большой известностью. У капища был постоянный жрец — звали его Севастей (или Севостей), следивший за культовым объектом, и проводивший обряды для населения. Для местных жителей хранитель капища был человеком «сведомым» в колдовских делах — считался знахарем и чародеем, мог лечить, привораживать, предсказывать будущее, навлекать смерть и т.д. Недалеко от капища находилось древнее языческое кладбище, где местный народ с почестями хоронил хранителей. В этой традиции прослеживается культ духов — предков. Как правило, в дохристианские времена усопших хоронили (кремировали) на естественных, или искусственно созданных курганах. На которых затем народ праздновал основной круг праздников.

Помогал ему сын, которого звали тоже Севастеем. Отец Севастей умер, а сын был репрессирован в 1927—м.

В конце ХХ века Ляховка превратилась в современный микрорайон в центре города. На территории провели мелиорацию, заровняли пересекающуюся местность, протекающую вблизи капища реку Свислочь заковали в бетонные берега. Теперь уже и не найдешь то место, где лежал камень и стоял дуб.

Здесь можно посмотреть современные фотографии бывшего языческого капища.
http://www.geocities.com/rodnover/kapsvis/P1010112.JPG
http://www.geocities.com/rodnover/kapsvis/P1010136.JPG
http://www.geocities.com/rodnover/kapsvis/P1010142.JPG

Теперь бывшее божество языческого капища (камень «Дзед») находится среди себе подобных — в Музее валунов в Уручье. В этом музее с территории всей Белоруссии собраны камни почитавшиеся в народе как языческой, так и современной христианской эпохи.

По материалам периодической печати, Интернет и [57]:
«Последний из каменных старцев» КОРБУТ Виктор, газета «Советская Беларусь».
http://www.sb.by/article.php?articleID=34626,
http://www.tiga.by/forum/topic/id/730
http://www.ac.by/organizations/museums/boumus2.html
file:///C:/DOCUME~1/9335~1/LOCALS~1/Temp/Rar$EX28.719/Jazyk%20Kapische/Jazyk%20Kapische_zm155.jpg

 

Читайте еще