Кирха (не существует)

Начиная с 1550-х гг., лютеранские парафии развиваться в главных городах Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского, прежде всего в Вильно (1555) и Слуцке, немного позже — в Минске, Гродно, а также в деревнях Гойтенишки (ныне Вороновский р-н Грод. обл. Беларуси), Вишнев (ныне Сморгонский р-н), Волянов (ныне Ошмянский р-н), Янов. Ещё ранее лютеранские общины появились во многих местностях Жемайтии, чему способствовала близость Кёнигсберга: напр. в Жеймах лютеранская парафия была основана в 1542 г. В 1564 г. был основан лютеранский приход в колонии «голендров» Нейдорфе в окрестностях Бреста (Брест-Литовск).

Покровительство многих аристократических родов, игравших главные роли в государстве, первоначально позволяло обоим евангелическим исповеданиям (лютеранам и кальвинистам) развиваться относительно мирно, и государственная власть, особенно при Сигизмунде Августе и Стефане Батории, относилась к ним вполне терпимо. Мартин Лютер даже посвятил Сигизмунду Августу одну из своих работ (и прислал её, в драгоценном переплете, для великокняжеской виленской библиотеки). А на коронации Батория был провозглашен принцип: «Pacem inter dissidentes de religione tueri et manu tenere». В свою очередь, с 1560-х гг. традиционным девизом лютеран Великого Княжества стала формула: «Diligite veritatem et pacem». В 1563 г. правовое равенство протестантов с католиками и православными было утверждено парламентом (Вальным Сеймом), и эта норма была внесена в Третий Статут ВКЛ (1588 г.).

Большая религиозная терпимость на землях Беларуси ещё в начале XVII в. была отмечена напр. московским митрополитом Филоретом (отцом царя Федора Романова).

В результате нескольких десятилетий ущемления прав и притеснений, подавляющее большинство прежней лютеранской и кальвинистской шляхты (и многие мещане) — как католического, так и православного «происхождения» — обратилось в римо-католицизм, ликвидируя также и «зборы» (храмы) в своих владениях, а во многих случаях обращая в католицизм и своих подданных-протестантов. В случае Лютеранской Церкви, всё это привело также и к удельной «германизации» её состава к концу XVIII в.: ибо с одной стороны, под давлением ситуации, прежние лютеране переходили в католицизм, с другой — лютеранская община ВКЛ пополнялась за счет иностранных переселенцев, главным образом из Германии.

В результате аннексии Беларуси и Литвы Российской Империей (1772-1795), лютеранские парафии бывшего Великого Княжества Литовского были подчинены различным департаментам имперского правительства.

В восточной Беларуси, ставшей частью России ещё в 1772 г., лютеране и кальвинисты первоначально ощутили даже некоторое облегчение от притеснений, терпевшихся ими бывало со стороны радикальных католических кругов в прежние времена Речи Посполитой. В частности, лютеранская парафия в Полоцке основала новое здание церкви в 1775 г. В 1780 г., по личному разрешению Екатерины II, новую церковь основали и могилевские лютеране: при посещении Могилева, императрица указала тамошнему православному епископу Конисскому передать лютеранам одну из невостребованных православных построек. На плане Минска 1809 г. появилась лютеранская церковь — которой ещё не было на плане 1793 г.

В 1832 году (после восстания 1831 г.) остатки автономии и самобытности лютеран Беларуси и Литвы были окончательно ликвидированы, виленская Литовская Консистория распущена, и из лютеранских приходов бывшего Великого Княжества — Виленской, Ковенской, Гроденской, Минской, Витебской и Могилевской губерний — была образована «8-я диоцезия» Курляндской консистории (г. Митава; ныне Елгава, Латвия), управлявшаяся на основании унифицированного устава.
Тем не менее, лютеранство в Беларуси и Литве ещё долгое время не утрачивало элементов своей исторической самобытности. Несмотря на новый приток немецких и латышских колонистов, которые пополняли число лютеран бывшего ВКЛ, оставалось ещё значительное количество и «старых» лютеран, особенно на западе Беларуси и Литве.

Строительство лютеранских церквей в Беларуси продолжалось и в середине XIX в. В Минске новый, каменный, лютеранский храм был возведен у Нового Места на Захарьевской улице (ныне — пр. Независимости) в 1846 г., на месте прежнего, сгоревшего в 1835 г.

Кирха, 21 К
Кирха. Фото из архива Воложинского В.Г.

Вновь возведенная кирха (так называлась лютеранская церковь) была внушительных размеров. Стояла она там, где теперь расположены кафе «Хвiлiнка» и спуск на станцию метро «Октябрьская». В том году в Минске проживало около 24 тысяч жителей, среди них — немало немцев. Они-то и возвели этот храм.

В 1930-е годы общину разогнали, а храм закрыли и переделали в первый в Беларуси детский звуковой кинотеатр «Новости дня». Он располагался рядом с кинотеатром «Красная звезда» («Чырвоная зорка») теперь уже по Советской улице. Во время войны здание было разрушено. После войны не восстанавливалось.

Однако, по другим данным (Шибеко З. В., Шибеко С.Ф. «Минск: Страницы жизни дореволюционного города») здание, ранее принадлежавшее евангелическо-лютеранской кирхе, еще в 1909 году приспособили под кинотеатр «Гигант».

Ещё одна лютеранская церковь, св. Николая, в Минске существовала на протестантском кладбище, по улице Мало-Лютеранской (ныне ул. К. Либкнехта на участке от ул. Лермонтова до ул. К. Цеткин). Но хоронили там и католиков и православных. Теперь на месте могил зеленый сквер — кладбище снесли в конце 70-х годов XX в.

Слева и по центру сквер — бывшее лютеранское кладбище.  15.07.2009 г. Фото Воложинского В.Г. 

См. также по теме Лютеранская община, Протестантские церкви.

Источник: http://lutheranica.at.tut.by/biblio/

Читайте еще