минск
Минск старый и новый
минск: старый и новый
 

Белорусская государственная академия музыки



Фото Воложинского В.Г., 2008 г.

Белорусская государственная академия музыки имеет 6 факультетов, 29 кафедр, аспирантуру, оперную студию, симфонический и камерный оркестры, академический хор, оркестр народных инструментов. Филиалы вуза есть в Могилеве, Гродно и Бресте.



Фото Макатерчика А., 2005 г.
Один из самых старых фотоснимков места, где теперь находится Академия музыки, (он же является одним из первых известных фотографических изображений Минска) относится к 1850-60 гг.


Площадь Высокого рынка - Соборная площадь - площадь Свободы
Первое здание справа - гостиница Поляка, позже - "Европа". Выступающее по фронту - минский городской театр (сейчас на его месте и месте, где прежде была расположена гостиница "Европа" построен современный отель с одноименным названием). На месте следующих за ним домов (дом Ляховских и дом Гавриловича в XIX веке) и находится современная Академия музыки.

Белорусская государственная академия музыки прежде носила название - Белорусская государственная консерватория им. А.В. Луначарского. Была основана в Минске и открыла свои двери 15 ноября 1932 г. До войны располагалась на улице Кирова.

Современное здание для академии музыки (в 1992 году Белгосконсерватория была переименована в Белорусскую академию музыки) было построено на площади Свободы в 1958 г. по проекту архитектора Романа Гегарта (его основные работы в Минске - здание ГУМа, телевизионный центр на улице Коммунистической, жилые дома на улицах Кирова, Красной, Захарова, а также ресторан "Заславль").
---
Белорусская государственная академия музыки - крупнейший центр высшего музыкального образования. Здесь готовят музыкантов и певцов, дирижеров и композиторов, музыковедов. В 2000 г. Академии музыки присвоен статус ведущего высшего учебного заведения национальной системы образования в области музыкального искусства.

История Белорусской государственной академии музыки неразрывно связана с историей всей музыкальной культуры Беларуси XX столетия. Именно в консерватории в свое время зародились и начали творческую жизнь многие ныне прославленные организации и коллективы: Национальный академический театр оперы и балета, Государственный академический симфонический оркестр, Национальный академический народный оркестр имени Иосифа Жиновича, Государственная академическая хоровая капелла имени Григория Ширмы и другие.

Здесь сформировалась национальная композиторская школа, у истоков которой стоял ученик Н.А. Римского-Корсакова - профессор Василий Золотарев. Первыми выпускниками класса композиции были Анатолий Богатырев, Петр Подковыров, Василий Ефимов, Михаил Крошнер. С Академией связана творческая деятельность композиторов Николая Аладова, Владимира Оловникова, Евгения Глебова, Игоря Лученка, Дмитрия Смольского, Андрея Мдивани, Галины Гореловой, Вячеслава Кузнецова. Лучшие традиции белорусской эстрады развиваются выпускниками Академии музыки - композиторами Василием Раинчиком, Ядвигой Поплавской, Олегом Елисеенковым. В числе выпускников академии - Генрих Вагнер, Ирина Шикунова и другие...

При Белорусской государственной академии музыки создан Республиканский учебный комплекс - гимназия-колледж.

----------------------------------------------------------
В академии музыки существует отдельная научно-проблемная лаборатория, исследующая историю и теорию белорусского музыкального искусства с научной точки зрения.


И не случайно. Оказывается, у Беларуси богатое музыкальное прошлое. Каждый год появляются документальные подтверждения того, что белорусская музыкальная культура гораздо старше и богаче, чем считалось до недавних пор. Недавно было найдено несколько версий "Любчанского канционала" - одного из первых нотных сборников, напечатанных в Беларуси. Один из них в Вильнюсе, два других,- не повторяющихся варианта "Любчанского канционала", вышедших в 1620 и 1621 гг. - в Варшаве и Вильнюсе. Еще одну, четвертую версию Любчанского сборника реформатских гимнов и псалмов обнаружили в виде микрофильма в Кракове.

На территории Беларуси осталось меньше 1 процента партитур, созданных нашими композиторами до революции. Большинство этих нот было вывезено в соседние страны и осело в архивах Польши, Литвы и России.

Исследователи обнаружили в польских и литовских архивах сотни нотных рукописей, которые напрочь опровергли утверждение, будто бы только после Октября 1917 г. в Беларуси стало создаваться что-то стоящее, а до октябрьской революции ничего, кроме народных песен, хороводных мелодий на территории Беларуси не исполнялось. Тем не менее, в 17-19 вв. симфонии и серенады у нас звучали повсеместно. "Имена авторов нотных рукописей не оставляют сомнения в их белорусском происхождении - Адамович, Соколовский, Чамаровский, Заряшевский, Маркевич, Петрович, Рутковский, Чупринский, Плашина..."
"Теперь имеется документальное подтверждение того, что Юзеф Дащинский, опекаемый речицким меценатом Людвиком Ракитским, оказал нешуточное влияние на Монюшко, который явно под впечатлением музыки Дащинского создал свои знаменитые "Остробрамские литании". И музыкальный ренессанс с его полифонией (многоголосием) изменил мировоззрение наших композиторов уже в XVI веке. И духовный и культурный центр в Забелах (теперь это деревня Волынцы Верхнедвинского района), где вплоть до 1840-х годов действовала высокопрофессиональная капелла под руководством композитора Михала Ковалевского, был далеко не единственным на территории Беларуси..." ("СБ" от 25.09.2008).

Некоторые нотные записи того периода исследователи обработали с помощью компьютерных программ, воссоздающих приблизительное звучание оркестра по нотной записи, - и были поражены, насколько качественную, профессиональную, утонченную и глубокую музыку создавали белорусские композиторы!

Эпоха Реформации для Беларуси была "золотым веком". "Несмотря на многочисленные войны, в XVI столетии растет экономическое благополучие Великого княжества Литовского, впервые формируется … средний класс, тогда же создается фактически первая белорусская Конституция, закладываются основы современной цивилизации... И когда в музыке идеи Реформации преобразовались в хоралы (впоследствии развившиеся в кантаты, оратории и другие классические жанры), одновременно с Европой они стали частью и белорусской музыкальной традиции". ("СБ" от 10.07.2009)

К первой половине 17 в. издание нот стало в наших краях почти заурядным явлением.
"… Еще в 1558 году в Бресте был напечатан первый канционал (в переводе с латыни "кантио" означает "песня") - первый литургический нотный сборник, вышедший немногими годами позже появления первых печатных нот в истории человечества. В 1563 году издавать ноты стали и в Несвиже... Помимо хоралов европейских композиторов, там были и ноты, созданные придворными музыкантами Николая Радзивилла Черного Циприаном Базыликом и Вацлавом Шамотульским".("СБ" от 10.07.2009)

Все это музыкальное богатство в ближайшее время планируется вернуть к жизни.

Вы можете оказать финансовую поддержку сайту разместив Вашу рекламу на его страницах. 

  

 Индивидуальный предприниматель Воложинский В.Г., свидетельство о государственной регистрации выдано 4.07.2012 г. Минским горисполкомом. УНП 191785219.

  vladimir_volozhinsky
 
© Воложинский В.Г., 2003 - 2014 гг. Все права защищены. Любое воспроизведение фотографий данного проекта без согласования с автором проекта  будет преследоваться по закону.
© Дизайн и программирование - Креатив-Лаборатория 82
главная страница добавить в избранное карта сайта электронная почта
бел | рус | de | en | swe | pl