минск
Минск старый и новый
минск: старый и новый
 

Кафедральный собор в честь Святого Духа

Кафедральный собор, 25 К

Вид с проспекта Машерова. Снято в 1964 г. Фото Иванова Н.А.

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский.

Космодемьяновская улица некогда шла почти параллельно нынешней улице Кирилла и Мефодия (бывшая Бакунина) и спускалась вниз от Соборной площади (пл. Свободы) к нижнему рынку (пл. 8 Марта).

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.

Кафедральный собор, 23 К

Вид собора в начале ХХ века.

После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.

Теперь Свято-Духовая церковь - Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия - чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

Икона Божией Матери,  14 К

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по "необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет" (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в - Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в Петропавловском соборе).

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси*. 

18 июля 2014 г. в газете "Советская Белоруссия" ("СБ - Беларусь сегодня") опубликована статья журналиста Виктора Корбута "Елены прекрасный дар", открывающая новые факты об иконе Божией Матери Минской. Ниже она приводится полностью с разрешения автора.

 

Елены прекрасный дар

Историку — если это настоящий исследователь — нужно докопаться до истины любой ценой. Но не любыми средствами, а только строго следуя букве архивного документа. Юрий Микульский — один из таких ученых. Он работает в архивах Беларуси, Польши, России и находит новые факты о прошлом. Плодом его трудов стали многие открытия. Одно из интереснейших — новые факты об иконе Божией Матери Минской, которая ныне хранится в Свято–Духовом кафедральном соборе.

Энциклопедии в унисон твердят, что главная православная святыня Беларуси написана в I веке евангелистом Лукой. Потом икона находилась в Византии, Херсонесе (ныне в пределах Севастополя). Оттуда ее привез в Киев князь Владимир, креститель Руси. Во время нашествия татар реликвия пропала: захватчик сорвал с образа богатый оклад, а доску бросил в Днепр. По рекам — через Березину и Свислочь — икона приплыла в Минск (тогда Менеск). 13 августа 1500 года ее перенесли в собор, стоявший в замке (территория между проспектом Победителей и Свислочью).
Красивая легенда. Что в ней правда, а что вымысел? Разберемся.

В 1992 году икону исследовали реставраторы. Под слоем краски XVII века обнаружили более древнюю живопись — не позднее XV века.

А теперь перенесемся в XVIII столетие. Ксендз греко–католического (униатского) ордена базилиан Игнатий Стебельский опубликовал в 1781 году труд, в котором утверждал, что икона хранилась сначала в киевской Десятинной церкви, «установленная там святым самодержцем русских земель Владимиром I Святославовичем». Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа (сейчас в этом здании, сооруженном в 1630–е годы из камня, разрушенном в 1936–м и восстановленном в 2011–м, концертный зал «Верхний город»).

Как выяснил Юрий Микульский, Стебельский информацию черпал из архива минских базилиан и из труда немецкого иезуита XVII века Вильгельма Гумпенберга. У Гумпенберга, в свою очередь, был информатор в Литве и Белой Руси — виленский иезуит, историк Альберт Виюк–Коялович.
Микульский обратил внимание, что ранее XVII века легенда о минской реликвии не встречается, зато стали известны не менее интересные факты:

— В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена».

Олена — это Елена, дочь великого князя московского Ивана III и византийской принцессы Софии Палеолог. С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная. В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде.

В Минске Елена бывала неоднократно. Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких? Заметьте, как близки даты: явления иконы на Свислочи — 1500 год и один из приездов Елены — 1502–й.

Главное — на протяжении XVI века минчане знали, кто и когда принес образ в город. Уже в то время он был широко почитаем. Микульский обнаружил в архивных источниках факты о ранее неизвестных чудесах иконы. В частности, ей приписывалась победа литовско–белорусского войска над татарами под Клецком в 1506 году.

В XVII веке реликвия была отобрана у православных греко–католиками (униатами), они распространили о ней красивую легенду и поместили в свой соборный храм — Святого Духа. Возможно, предполагает Микульский, легенда должна была перекрыть собой реальную историю, связанную с именем московской княгини, защитницы православной веры в Великом княжестве Литовском. При этом попытка связать историю образа с Киевом должна была придать Минску новый статус — своего рода преемника «матери городов русских». Это также не случайно: униаты, как это ни парадоксально, считали себя наследниками православной традиции, «русской» церковью.

Так что вполне может быть, что в истории иконы могут отображаться некие идеологические баталии Средневековья.
В 1793 году Минск вошел в состав Российской империи. В 1795–м униатскую церковь Святого Духа переосвятили в православный кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Икона вновь стала главной православной реликвией. К ней прикладывался в 1914 году царь Николай II, посещая Минск. В 1936 году собор взорвали. Но образ Матери Божией уцелел и хранился до 1941 года в историческом музее. Тогда его сотрудник Габриель Виер отреставрировал святыню, которая перешла в церковь Святой Екатерины (ныне Святых Петра и Павла) на Немиге. С 1945–го хранится в Свято–Духовом кафедральном соборе (бывшем костеле Благовещения Пресвятой Девы Марии).

Факт в том, что Богородица с XVI века являлась покровительницей Минска для верующих всех христианских конфессий: она изображена на дарованном в то время гербе города, остающемся символом столицы Беларуси и в наши дни. К концу года на улице Зыбицкой планируют установить скульптурную композицию «Обретение иконы Божией Матери Минской».

 Кстати

Больше подробностей необычной истории явления образа Божией Матери Минской, тайну происхождения так называемого «пояса Витовта», расшифровку настенных надписей полоцкого Спасо–Преображенского храма и другие материалы о прошлом земель Древней Руси и Великого княжества Литовского вы узнаете из сборника «Беларуская даўнiна», который вышел в Минске благодаря сотрудничеству белорусских исследователей Юрия Микульского, Олега Лицкевича, Инны Калечиц, Ростислава Борового, Игоря Марзалюка и российского ученого Александра Филюшкина.

Советская Белоруссия №134 (24517). Пятница 18 июля 2014 года. http://www.sb.by/post/167288/

Автор публикации: Виктор КОРБУТ


В Чижовке построен храм в честь Иконы Божией Матери "Минской".

Кафедральный собор, 16 К

Вид на собор с пл. 8 Марта. Снято в середине 1960-х. Фото Иванова Н.А.

Другой святыней храма являются нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой, про подвиги которой не так давно был снят фильм. Её нетленное тело можно увидеть в боковой нише слева от алтаря.

4,5 К

Читайте также Легенду о Софии Слуцкой.

Кафедральный собор, 14 К

Вид собора в конце 1970-х годов.  

Кафедральный собор, 12 К

Реставрация собора в конце ХХ века.

Так выглядит Кафедральный Собор в настоящее время.

Кафедральный собор, 18 К

Снято в 2002 г. Воложинский В.Г.

Праваслаўныя вернікі ў чарзе з вербачкамі у галоўны храм - Сьвята-Духаў кафедральны сабор
Праваслаўныя вернікі ў чарзе з вербачкамі у галоўны храм - Сьвята-Духаў кафедральны сабор. Фота Валерыя Інюткіна 05.04.2015

Вы можете оказать финансовую поддержку сайту разместив Вашу рекламу на его страницах. 

  

 Индивидуальный предприниматель Воложинский В.Г., свидетельство о государственной регистрации выдано 4.07.2012 г. Минским горисполкомом. УНП 191785219.

  vladimir_volozhinsky
 
© Воложинский В.Г., 2003 - 2014 гг. Все права защищены. Любое воспроизведение фотографий данного проекта без согласования с автором проекта  будет преследоваться по закону.
© Дизайн и программирование - Креатив-Лаборатория 82
главная страница добавить в избранное карта сайта электронная почта
бел | рус | de | en | swe | pl