минск
Минск старый и новый
минск: старый и новый
 

Площадь Свободы (Соборная площадь)

Площадь Свободы - знаменательное место, с которым связана история Минска и всей Беларуси на протяжении более 400 лет. Возникла она в начале XVI в. как административный, торговый и культурный центр города. До 1860-х годов называлась Верхний рынок, до 1917 г - Соборная площадь. Находится между улицами Энгельса, Интернациональной, Немигой, на возвышенном берегу реки Свислочь.

Соборная площадь. XIX в., 15 К01

Соборная площадь. Акварель начала XIX века - [11].

Минск получил самоуправление в 1499 г. К этому времени радиальное расширение городской территории вокруг Замчища исчерпало свои топографические и социальные перспективы. Высокая и удобная Троицкая гора тоже мало подходила для увеличения города, так как это было невыгодно с военно-стратегической точки зрения. Минск в таком случае разделялся бы рекой на две части, что сильно усложняло бы коммуникацию и оборону города во время военных действий и в случае осады. Поэтому территория Троицкой горы до начала XIX в. так и оставалась предместьем (пригородом).

Наиболее перспективным для развития города было юго-восточное направление, и прежде всего территория современной площади Свободы, расположенная на холмистой возвышенности и доминирующая над старым городом. Здесь и был сформирован новый городской центр.

Вид с Троицкой горы, 35 К02

Вид на Высокий рынок с Троицкой горы. С рис. Я. Дроздовича. 1919 г. - [26].

В 1547 г. большой пожар уничтожил практически всю застройку города, когда "…замок наш Менский и место Менское, зо всими маетностьями их, подданных наших, погорело". Это событие и явилось поводом для проведения крупных градостроительных преобразований. Вскоре после пожара в Минск приехали великокняжеские ревизоры для "перенесения на иншое местце рынку и некоторых улиц и парадного будованья домов". Местом для размещения Нового рынка стала территория современной площади Свободы, где работы по благоустройству были возобновлены в 1589 г. Причем изменения старой планировки были настолько велики, что те сооружения "…которые бы были на перешкоде будованью места, зносили…". Здесь уже строились не отдельные дома в соответствии с распланированными участками, а создавался новый город со своим образом и архитектурным ансамблем в соответствии с градостроительным планом. В центре была размещена огромная по тем временам прямоугольная площадь (22х140 м), распланированная по принципам градостроительства Ренессанса, куда сходились главные городские улицы. Планировка нового города отличалась умелым использованием старой градостроительной структуры, а также всех особенностей природного ландшафта.

Работы шли довольно быстро. Уже в 1593 г. московский дьяк Трифон Коробейников, проезжавший через Минск, сравнивает его с русским городом Вязьмой, посад которого в конце XVI в. составлял около 500 дворов.

В конце XVI - начале XVII в. начинает формироваться оригинальный архитектурный ансамбль новой площади, получившей в XVIII в. название Высокого рынка. В XVII в. ее называли Рынок, иногда Новый рынок, в XIX в. - Высокая площадь, иногда Верхний рынок. В центре площади размещаются ратуша и гостиный двор. По периметру площади возводятся монументальные здания униатских, доминиканского и бернардинских монастырей, дворцы феодальной знати, дома купцов и богатых ремесленников. Здесь же в первой половине XVII в. находился и "королевский двор".

Если до конца XVI в. вся застройка Минска была деревянной, то начиная с XVII в. во многих местах стали возводиться каменные здания.

Монументальная белорусская архитектура первой половины XVII в. имела ярко выраженный оборонный характер. Особенно это относится к сооружениям, расположенным в ключевых стратегических точках. Такой характер приобрели первые монументальные каменные сооружения в Минске - Петропавловская церковь, доминиканский и Святодуховские монастыри, строительство которых велось при отсутствии городских укреплений. В 1633 г. жители Минска получили ряд льгот и на них была возложена обязанность "город для защиты от врагов и свавольных людей валом обсыпать или хорошим парканом огородить и брамы построить". А уже в 1654 г. последовал указ о ремонте валов и брам. Вал с бастионами начинался от болота за Татарским концом, с запада он ограничивал территорию современных улиц Освобождения, Раковской, Витебской, Немиги, затем шел по трассировкам улиц Романовская Слобода, Городской вал, Урицкого, проспекту Независимости, пересекал улицу Я. Купалы, спускался к реке, а за ней огибал Троицкое предместье.

Известный польский писатель и историк XVII в. Ш. Старовольский так описывает фортификационные сооружения города: "Минск имеет хорошо укрепленный замок, окруженный водой, а также и другое, очень значительное укрепление, сооруженное ниже. На Руси (а также Беларуси) уже вошло в обычай, что каждый важнейший город бывает окружен двойной линией укреплений, как правило, замками низшим и высшим".

Во второй половине XVII в. Минск неоднократно подвергался нашествиям завоевателей, разрушениям и пожарам. Особенно сильно пострадал город во время войны между Россией и Речью Посполитой (1654 - 1667 гг.). Чех Бернгард Теннер, проезжавший через Минск в 1678 г., в своих путевых дневниках отмечает страшные разрушения, нанесенные этой войной. В 1694 г. в городе вспыхнул сильный пожар, уничтоживший большинство деревянных построек. Но уже в 1697 г стольник Петра I П.Толстой находит город почти полностью восстановленным. Он пишет: "Город Минск - маетность короля Польского, имеет около себя вал земляной, в нем живет староста пан Завиша… Дом его в Минске в замке, строение деревянное, великое, низкое и брусяное. В Минске же есть дом великий с каменным строением пана Глебовича… строения каменного в Минске немало…".

В начале XVIII века в ансамбле Высокого рынка произошли серьезные изменения. На юго-западной стороне площади, там, где в первой половине XVII в существовал небольшой ренессансный дворец - дом Егора Гегера, было начато сооружение в стиле барокко величественного комплекса коллегиума иезуитов, который явился последним штрихом, завершившим к середине XVIII века архитектурный ансамбль Высокого рынка.

На "Плане губернского города Минска", составленном в 1793 г. центральное место на площади занимала ратуша. К северо-западу от нее находился гостиный двор. С северо-восточной стороны - комплекс доминиканского монастыря, соединяющийся с большим зданием доминиканского костела в единый монолитный и строгий массив.

План Соборной площади, XIX в., 19 К03

План взят из книг - [25, 26].

Несколько севернее располагался комплекс базилианских монастырей и церковь св. Духа, а за ними мужской и женский бернардинские монастыри, которые имели в своих ансамблях небольшие костелы, обращенные к площади своими боковыми фасадами. Юго-западную сторону площади занимал выразительный ансамбль коллегиума иезуитов, состоявший из двухбашенного костела с великолепным по пластике главным фасадом и прилегавших к нему монастырских зданий. Поодаль возвышалась башня коллегиума с большими часами. На северо-западной и юго-восточной сторонах площади располагались жилые дома, лавки, корчмы, аптеки. Кроме каменных и деревянных построек иногда встречались сооружения, выполненные в технике "прусского мура" (конструкция стены, состоящая из несущего деревянного каркаса с заполнением промежутков кирпичом). Большинство зданий на площади и в городе в XVIII - первой половине XIX в было крыто черепицей. Ее остатки были найдены при раскопках.

С ансамблем площади были композиционно связаны монастырские комплексы, расположенные на периферии.
На Высокий рынок выходили основные городские улицы. В северо-западной части площадь соединялась со Старым рынком улицами Школьной и Козьмодемьяновской (ныне не существуют), а на юго-западе, ограничивая территорию коллегиума иезуитов, проходили Койдановская (теперь Революционная) и Сборовая (позднее Преображенская, ныне Интернациональная) улицы. С юго-востока на площадь выходили Францисканская (затем Губернаторская, ныне Ленина) и Доминиканская (позднее Петропавловская, сейчас Энгельса) улицы. С северо-востока границы монастырей (доминиканского, базилианских, мужского и женского бернардинских) разделялись Волоцкой, или Волоки Полоцкие (Крещенской, ныне Интернациональной), Бернардинской (Маломонастырской, ныне - Кирилла и Мефодия) улицами.

В какой-то степени для Соборной площади верны строки стихотворения Михаила Светлова.
Церковь крест подняла для защиты,
Синагога рядышком прижалась,
И стоят они в одной молитве,
У небес вымаливая жалость.
М. Светлов "Cтихи о ребе"

Сейчас трудно сказать, когда впервые был замощен центр Минска. До нас дошли упоминания о мостовой начала XIX в. Так, декабрист Н. Муравьев в 1821 году писал, что площадь "самое высокое место в городе и вымощено большими каменьями".

В XVII -XVIII веках Высокий рынок стал основным административным, торговым и культурным центром Минска. Тут устраивались шумные ярмарки, на которых можно было не только купить нужные товары и заключить выгодные контракты, но и увидеть выступления бродячих скоморохов, посмеяться над забавными проделками дрессированных медведей, посмотреть батлейку - белорусский народный театр кукол. На площади и в зданиях, расположенных на ней, проводились гражданские и религиозные праздники, устраивались мистерии, шествия, театральные представления.

Наиболее значительными были праздники, проводимые торговыми и ремесленными цехами у ратуши. Каждый цех имел свой штандарт и бубны, и праздничные шествия членов цехов, одетых в яркие жупаны и куртки, с оружием, знаменами и музыкальными инструментами, выглядели ярко и торжественно. В начале XIX века эти традиции постепенно угасли.

В 1793 г. земли центральной Беларуси вошли в состав Российской империи. Было образовано Минское наместничество с центром в Минске, переименованное в 1796 г. в губернию. С этого времени Минск становится губернским городом.

В 1797 г. разрабатывается первый перспективный план застройки Минска, в соответствии с которым на Высоком рынке возводится ряд новых жилых домов и торговых зданий.

Площадь Высокого рынка, XIX в., 26 К04

Площадь Высокого рынка в начале XIX века. Реконструкция по материалам
Денисова В.Н. Художник В. Стащенюк - [25].

В 1817 г. утверждается новый перспективный план застройки Минска, предусматривающий расширение городской территории, планомерное формирование новых районов. По этому плану административным и культурным центром города по-прежнему остается Высокий рынок.

Серьезным бедствием для Минска в первой половине XIX в., как и ранее, были частые пожары. Большой ущерб нанесли они городу в 1809, 1813, 1822 гг., но самый сильный пожар вспыхнул 30 мая 1835 г. во время контрактовой ярмарки. Первым загорелся женский бернардинский монастырь, и из-за бездействия пожарной команды огонь быстро охватил всю центральную часть города. Пламя бушевало около 8 часов. Ущерб, нанесенный городу, был поистине ужасным: пострадало много жилых домов, большая часть культовых сооружений, гимназия, городской театр.

В последующем в районе Высокого рынка деревянных построек почти не было. Дело в том, что по постановлению сената после пожаров, как правило, восстанавливались и расширялись лишь каменные дома и лавки. Сохранившаяся деревянная застройка постепенно заменялась каменной. Так в 1797 г после одного из пожаров городской магистрат постановил не возвращать участки земли погорельцам, не имеющим средств строить каменные дома, а передать эти участки состоятельным лицам, чтобы не допускать строительства из дерева даже подсобных помещений.

В период николаевской реакции, вызванной выступлением декабристов и польским национально-освободительным восстанием 1830-1831 гг., памятники культуры Беларуси сильно пострадали. Многие замечательные творения самобытной архитектуры варварски перестраивались, а то и вовсе сносились.

Так, на Высоком рынке к 1850 г. была перестроена в эклектическом стиле церковь св. Духа - один из наиболее интересных памятников белорусской ренессансной архитектуры. Башню с часами бывшего коллегиума иезуитов в 1853 г. превратили в пожарную каланчу. В 50-х годах XIX в. была снесена ратуша, являвшаяся композиционным узлом всего ансамбля площади. Перестройке подверглись и многие другие сооружения.

В 60-х годах XIX в. Высокий рынок получает новое название - Соборная площадь. Впервые это название появляется в документах начиная с 1866 г. Однако на протяжении 1870 - 1880 годов продолжало употребляться и старое название.

Постепенно, хотя и очень медленно, Минск начинает благоустраиваться. В центральной части города проводится водопровод (1874 г.), устанавливается электрическое освещение.
В мае 1892 г. строится первая линия конки от Соборной площади до Брестского вокзала Минска.

В начале ХХ в. предпринимаются попытки реконструировать искаженный в середине XIX в. архитектурный ансамбль городского центра. На углу Губернаторской улицы (ныне Ленина) и Соборной площади строится гостиница "Европа", перестраивается находящийся в центре площади бывший гостиный двор. В этот же период была проведена реставрация башни бывшего коллегиума иезуитов.

В XIX - начале ХХ в. Соборная площадь перестала быть центром торговли. Ярмарки переносятся на Новомейскую площадь (современный Александровский сквер), хотя на Соборной площади по-прежнему находились крупные магазины и лавки. Соборная площадь Минска постепенно превращается из торгового в административно-культурный центр, становится любимым местом отдыха горожан.
Здесь проводятся военные парады, торжественные шествия, панихиды.

Когда Его Императорское Высочество Александр II женился на принцессе Марии Гессен-Дармштадтской, это событие отмечали не только в столице, но и во всех губернских городах. Газета "Минские губернские ведомости" посвятила описанию торжества первую полосу. Вот что там писали.

"4 мая, в день воскресный, на Соборной площади Минска ожидало зрелище величественное. Между ратушею и Губернаторским домом, во всю длину площади, установлены были огромные столы, обремененные яствами, напитками и сластями. Тут виделся целый зверинец лишенных живота животных: огромный бык, тучные бараны, тельцы упитанные... Целые сотни домашних птиц уселись между курганами булок, пирогов и пудовых калачей. Все это защищалось оградою, составленною из ушатов, наполненных хлебным вином, и из многих сотен бутылок с вином виноградным разных сортов...

Когда чиновники и дамы, обходя столы, поравнялись с ратушею, городской голова встретил собрание и поднес заздравные бокалы. Начальник губернии поздравил свой город с Высоконовобрачными, шампанское полилось, музыка на ратуше загремела, и русское "ура!" потрясло воздух..."

Соборная площадь нераздельно связана с историей театральной жизни города. На ней до 1864 г. были сосредоточены все театральные здания. Здесь выступали известные труппы Я. Хелмиковского, М. Кажинского, В. Дроздовского, А.-Ш. Жуковского и др. С именем площади тесно связаны имена писателя В. Дунина-Марцинкевича, композитора С. Монюшко, великого русского трагика В. Каратыгина, художника В. Ваньковича.

В центре Соборной площади с 1884 по 1886 г. находилось первое деревянное здание минского цирка, известное под названием цирк Никитина, где проходили выступления цирковых артистов и театральные представления.

На Соборной площади оставили свой исторический след бурные события первой русской революции. 18 октября 1905 г. по Минску разнесся слух о царском манифесте, "дарующем свободы". У здания вокзала народ собрался на митинг. Было принято решение идти к дому губернатора и потребовать освобождения всех политических заключенных. Делегация из 12 человек направилась на Соборную площадь. Губернатор Курлов был вынужден уступить требованиям рабочих и освободить политзаключенных. Одновременно он приказал расстрелять митинг на Привокзальной площади. День 18 октября 1905 года вошел в историю Минска как день Курловского расстрела.
Подпольная революционная организация эсеров вынесла смертный приговор палачу, и 27 января 1906 г. на Соборной площади возле Петропавловского собора было совершено покушение на губернатора Курлова. Эту акцию пытался осуществить революционер Иван Петрович Пулихов (на Сторожевском кладбище в 1928 г. был установлен памятник И.П. Пулихову).

Белорусский этнограф и писатель П. Шпилевский , бывавший в Минске в начале 50-х годов XIX века, писал, что в центре площади "… расположен небольшой круглый бульвар, окаймленный в два ряда вековыми пирамидальными тополями, образующими из себя довольно тенистую аллею, в середине бульвара разведен маленький парк или, правильнее, цветник. Бульвар посещается минчанами больше летом, когда возле ратуши играет городская музыка: в это время по вечерам обе аллеи, круглая и поперечная, наполняются лучшим обществом горожан и горожанок, разодетых не хуже петербургских красавиц".

В сквере по праздникам любил собираться простой народ. Однако, к концу XIX столетия сквер стал пользоваться у респектабельной публики дурной славой. В первую очередь из-за того, что сюда слетались "бабочки-многоцветницы" из урочища Тучинка, находившегося неподалеку и славившегося своими "красными фонарями". А еще из-за наплыва мелких торговцев, ремесленников, заводских рабочих. Здесь также сновали мороженщики и различные лотошники, предлагающие копеечную снедь. Согласитесь, господам здесь было неуютно.

В 1803 г. был организован городской оркестр. Обычно оркестр играл в городском публичном саду, а по торжественным дням - на открытой галерее между колоннадой здания ратуши на площади Высокого рынка. (С 20-х годов XIX в. содержателями и капельмейстерами оркестра были Доминик и Викентий Стефановичи - известные в то время музыканты. Доминик Стефанович в первой половине 30-х годов XIX в. преподавал музыку молодому Станиславу Монюшко).

В этом сквере до революции стоял памятник Александру II. Здесь до последнего времени возвышался постамент от памятника, на черном граните которого были выбиты слова: "Императору Александру II. Благодарные граждане города Минска. 1900 год".
Кстати, это был первый скульптурный памятник в Минске, который появился в городе в январе 1901 г. Торжественное открытие новой достопримечательности города собрало целые толпы минчан. Перед их взорами предстал бронзовый бюст царя-освободителя (он отменил крепостное право), установленный на четырехгранной призме. У основания памятника располагались мраморные столбики, соединенные цепью. В темное время суток он освещался двумя электрическими фонарями.

Памятник Александру II, 15 К05

Судьба этого памятника, как и участь самого царя, оказалась несчастливой (как известно, в марте 1881 года он был убит народовольцами). Революция 1917 года смела, за очень редким исключением, всякие воспоминания о Романовых. Вскоре бюст императора исчез из сквера.

В 1917 г. Минск радостно встретил весть о Февральской буржуазно-демократической революции и свержении ненавистной тирании. 6 марта на Соборной площади состоялась большая манифестация трудящихся и солдат минского гарнизона.

На площади в центре сквера в 1917 г. на месте бюста царю по проекту минского архитектора и скульптора О. Краснопольского был установлен памятник солдату-революционеру - один из первых памятников в нашей стране, посвященных революционному переустройству мира. По замыслу автора, фигура бойца в солдатской шинели с винтовкой в руках, ее жесткие геометризированные формы должны были стать олицетворением образа человека новой эпохи. Изображение работы О. Краснопольского не сохранилось. Очевидно, это сооружение изготавливалось из гипса, как и большинство монументов первых лет Советской власти. Памятник просуществовал недолго, во время германской оккупации 1918 г. он был разрушен.

В годы оккупации, 21 К06

Немецкие оккупанты, 1918 г.

07

Фото 1917-19 гг. Прислал Козлов.

1 мая 1921 г. на месте памятника появляется обелиск имени Минского Совета. Сооружение, вероятно, было создано из недолговечных материалов и через некоторое время разобрано.

На месте этого памятника в 1922 году установили новый - революционеру Гирши Лекерту.

Следующая фотография и материал взяты с сайта Александра Розенблюма http://rpp.nm.ru/opasimya/opasimya.html

08

Мемориальная доска памяти Г.Лекерта

Это очень редкий снимок, на нем виден один из первых мемориальных знаков, торжественно установленных Советами в Минске. В 1922 году Доска памяти Гирша Лекерта по случаю 20-летия со дня его казни была привинчена к пьедесталу, на котором когда-то находился бюст Александра II. Впоследствии на том же пьедестале в дополнение к памятной доске появился бюст Г. Лекерта (работа скульптора А. Бразера).

09

Бюст Г. Лекерта.

А кто же такой Лекерт? Теперь это имя почти никому неизвестно, но на заре советской власти в Белоруссии трудно было найти район, в котором не было бы какого-нибудь объекта, который не носил бы имя виленского обувщика Гирши Лекерта. То были предприятия, артели, колхозы, улицы. (Имя террориста некоторое время носила одна из улиц на Нижней Ляховке).

В Витебске выходила даже газета под наименованием "Лекертовец". Об этом человеке слагали стихи, поэмы, ставили спектакли. В 1927 году на экраны страны был выпущен и посвященный ему фильм "Его превосходительство", поставленный известным режиссером Григорием Рошалем. О Лекерте писали и спорили Ленин, Плеханов, Засулич. Он был превращен в символ борьбы за лучшую долю.

Гирша Лекерт прославился тем, что 5 мая 1902 года стрелял в виленского губернатора фон Валя. Неграмотный портной, состоявший в местной организации Бунда, выстрелом из пистолета ранил губернатора. За несколько дней до террористического акта фон Валь распорядился высечь за участие в первомайской демонстрации 20 ее участников - молодых бундовцев. ЦК партии постановил отомстить губернатору. В итоге губернатор был ранен, а стрелявший Лекерт по приговору военного суда повешен.

Вот что писала об этом российская ежедневная газета "Новости дня":
ТЕЛЕГРАММЫ "НОВОСТЕЙ ДНЯ"
"ВИЛЬНА. Вчера в 12-м часу, при выходе губернатора фон-Валя из цирка, к нему сзади подошел близко человек, и выстрелили из револьвера в упор, попав в левую руку. Когда губернатор повернулся, преступник произвел второй выстрел в правую ногу, Губернатор пошатнулся, чины полиции и публика повалили стрелявшего на землю. Он произвел третий выстрел в воздух, был арестован и обезоружен. При дознании, оказался мещанином ковенской губ. Гиршем Лекертом".

Источник: http://starosti.ru/article.php?id=12534

В 1937 году имя прославляемого сапожника властителям показалось опасным. Памятник снесли, наименования сменили и приняли меры к тому, чтобы имя Лекерта из памяти народной было вытравлено без следа. И все это было сделано отнюдь не потому, что власть изменила отношение к террористам. Ровесник Лекерта минчанин Иван Пулихов тоже стрелял в минского губернатора Курлова, и тоже его ранил, и тоже был повешен. Но никто не стал переименовывать улицу Пулихова, знакомую всем минчанам.

Пулихов и Лекерт - их поступки похожи, как две капли воды. Но вот имена разнятся уж слишком заметно.

Пулихов и Лекерт - их поступки похожи, как две капли воды. Но вот имена разнятся уж слишком заметно.



Ищу фотографии, открытки с изображением этих памятников лучшего качества, чем опубликованные здесь.

Как видно, памятник мстителю "сатрапам самодержавия" жил также недолго. На его месте в 1939 году появился фонтан. В его центре красовалась статуя атлета, стреляющего из лука. Стрела была символично нацелена в небеса...

Юноша, стреляющий в небеса, 36 К10

Фото 1936 г. - [12].

После войны фонтан в центре сквера был реконструирован. Его украсили фигурные вазы.

Вид на сквер, 24 К11

Фото Иванова Н.А. Снято в 1949 г. Из личного архива Воложинского В.Г.

Сейчас на этом месте - стеклянная пирамида, являющаяся световым фонарем для подземного зала ратуши.

Пирамида, 15 К12

Снято в 2004 г., фото Шимбалева А.А.

В годы Советской власти площадь сохраняет свое значение центрального исторического и административно-культурного ядра города. Здесь 20 июня 1919 г. на митинге учащихся трудовых школ Минска выступал М.И. Калинин. С 1917 г. она стала называться площадью Свободы (пляцам Воли). В зданиях на площади и соседних кварталах разместились правительственные органы молодой Белорусской республики, которые находились здесь до окончания строительства Дома правительства БССР (1934 г.). Площадь Свободы становится местом проведения парадов Красной Армии и демонстраций трудящихся.

Во время Великой Отечественной войны архитектура площади Свободы сильно пострадала. Много зданий было уничтожено, остальные получили различные повреждения.

37 К13

Снимок сделан с немецкого самолета в период оккупации. На переднем плане виден квартал между уцелевшими улицами Немигой и Революционной. Чуть левее отбрасывает тень на снег купол Холодной синагоги. За Революционной -корпуса бывшего костела иезуитов. По центру - площадь Свободы. За Домом Союзов видно здание бывшего Доминиканского монастыря.

После войны, 27 К14

Площадь Свободы, 1940-е годы, с сайта http://kupala-library.iatp.by/

15

"Добровольная" демонстрация населения в поддержку оккупационного режима. На плакатах написано: "Гитлер-освободитель".

В начале 50-х годов ХХ в. часть зданий была разобрана при перепланировке центра Минска.

Вид на Кафедральный собор, 20 К 16

Снято около 1957 г. Фото Иванова Н.А. Из личного архива Воложинского В.Г.

По центру Кафедральный собор, справа - административное здание - бывший Гостиный двор. На переднем плане - автобусная остановка.

Дома № 19 и 21 в плане имели Ш-образную форму.

Дома № 19 и 21 на площади, 27 К17

Дома №19 и 21 на площади Свободы - [30].

Теперь на их месте дорожки, посыпанные красным гравием и повторяющие основания фундаментов.

Вид на площадь Свободы со стороны улицы Школьной. Теперь здесь находится путепровод, соединяющий площадь с пр. Победителей. Справа на снимке - ведется строительство здания, где сейчас располагается посольство Франции, слева - бывший Гостиный двор.

Вид на пл. Свободы со стороны ул. Школьной, 25 К18

Снято в 1959 г. Фото Иванова Н.А. Из личного архива Воложинского В.Г.

На месте домов юго-восточной стороны площади сейчас возвышается здание Белорусской государственной консерватории, построенное в 1958 г. по проекту архитектора Р. Гегарта и здание исполкома (на его месте размещалось Минское отделение Северного банка).
В 1968 г. перестраивается бывший дом губернатора, где сейчас размещается музыкальная школа, а в 1969 г. в западной части площади между улицами Революционной и Немигой возводится здание института Белпромпроект (архитекторы Н. Шпигельман и А. Мацкевич).
Там же расположены и другие административные здания (на месте бывшего духовного училища). К улице Энгельса примыкает здание Облсовпрофа (дом профсоюзов, дом труда, бывшего мужского базилианского монастыря, а с XIX века - присутственные места).

Под сквером проходили подземные ходы, есть даже примерная схема их расположения. Когда-то они связывали храмы и монастыри Верхнего города между собой. Особенно бурно шло строительство культовых сооружений в XVIII веке, когда центр города облюбовали доминиканцы, францисканцы, иезуиты... В это время доминирующими конфессиями на наших землях являлись униатство и католичество, близкие друг другу религиозные течения. Связь между собой, очевидно, поддерживали и последователи тех или иных культов. В том числе и с помощью подземных ходов. Некоторые направления тоннелей, их предполагаемые входы известны. Остальные ждут своего часа.

После Великой Отечественной войны площадь Свободы утратила значение центральной площади. Новый центр сформировался южнее, по линии проспекта Ф. Скорины, соединяющего площади Независимости, Октябрьскую, Победы, Я. Коласа.

Но и сегодня площадь Свободы продолжает играть значительную роль в общественной и культурной жизни города.

На этом месте в 2002 г. начались работы по восстановлению ратуши, которая была открыта в 2004 г.

Котлован, где строится Ратуша, 35 К19

Снято в 2002 г. Фото Воложинского В.Г.

В день Пасхи, 33 К20

Современный вид на площадь. В день Пасхи.
Снято в 2004 г., фото Шимбалева А.А.

21

Фото Олега Гришина, 2007 г. Изображение площади Свободы можно найти на картинах - в изображениях Ю. Пешки, Н. Орды, Б. Ловерня, Г. Герасимовича.

Страница подготовлена по материалам - [14, 25, 26].




Вы можете оказать финансовую поддержку сайту разместив Вашу рекламу на его страницах. 

  

 Индивидуальный предприниматель Воложинский В.Г., свидетельство о государственной регистрации выдано 4.07.2012 г. Минским горисполкомом. УНП 191785219.

  vladimir_volozhinsky
 
© Воложинский В.Г., 2003 - 2014 гг. Все права защищены. Любое воспроизведение фотографий данного проекта без согласования с автором проекта  будет преследоваться по закону.
© Дизайн и программирование - Креатив-Лаборатория 82
главная страница добавить в избранное карта сайта электронная почта
бел | рус | de | en | swe | pl