Охота на Вильгельма Кубе в театре, ч.4

Олег Иванович Усачев


Интерес к этому событию пробудила газетная статья (Подберезовский Д. Взрыв в городском театре 22.06.43 // Имя. 1999, 25 марта. С. 4). В книге Селеменева этой операции уделена специальная глава «Тайное становится явным» (С. 71 — 82). Можно напомнить, что В.Кубе еще в берлинской гимназии написал первую свою опубликованную пьесу на рождественскую тему, а в Минске часто посещал театр.


Внешний вид театра в годы оккупации

В минской прессе упоминали, что любовь Кубе к театру использовали и подпольщики, однажды устроив под крышей рядом расположенного туалета (весьма оригинальной архитектуры) засаду на него. Но Кубе был маленького роста и стоящие рядом с ним люди невольно прикрывали его, что помешало осуществлению этого плана. В театре места для Кубе находились в бывшей царской ложе (Справочное издание. Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Мн., 1988, АН БССР. С.218),


Вертикальный разрез здания театра


Реальное расположение ложи в театре

ставшей потом правительственной ложей. Расположение этой ложи видно на разрезе здания театра. До последней (2010-2013) реконструкции она называлась президентской и находилась вблизи от сцены на правой стороне зрительного зала. В годы немецкой оккупации спектакли устраивались почти ежедневно, но отдельно для немцев и местных жителей. Немцам запрещалось контактировать с местными жителями. У входа в театр обычно стояли сотрудники СД и армейские патрули, которые останавливали или отлавливали немцев, посещавших в гражданской одежде вместе с местными девушками спектакли для местных жителей. Специально отведенные для таких нарушителей-немцев камеры в городской тюрьме (ул. Володарского) никогда не пустовали.

22.06.1943 немцы объявили нерабочим днем и праздновали вторую годовщину своего нападения на СССР. В городском театре планировалось утром (11.00) провести торжественное заседание по поводу создания Союза Белорусской Молодежи (СБМ), после чего дать дневное (13.00) и вечернее (18.00) представление для жителей города. Давали спектакль по пьесе Алехновича «Пан министр». «Беларуская газэта» (27.06.1943) писала, что в 11.00 Кубе со сцены театра провозгласил создание СБМ, а затем выступил руководитель СБМ Михаил Ганько. После этого участники разошлись. На вечернем спектакле присутствовали только местные жители, пришедшие по пригласительным билетам своих профсоюзных организаций. Командир спецгруппы капитан Казанцев докладывал (НАРБ, 3500-2-2, л.49) начальнику БШПД П.Калинину, что в 18.30 в театре группой Кузьмича (РУ ГШ КА) был произведен взрыв устройства замедленного действия и поэтому он прекращает свою деятельность по организации аналогичного взрыва в этом театре. Многие отряды по уже выработавшейся привычке поспешили доложить в Москву о своей причастности к взрыву, значительно завысив число убитых немцев и их местных «прислужников».

25.06.1943 в областном комиссариате было выставлено 10 гробов, покрытых бело-красно-белыми флагами. На похоронах присутствовал Кубе. Начальник БШПД П.Калинин разослал 7.07.1943 в отряды шифровки (НАРБ, 3500-23-33, л.386) с требованием информировать население о взрыве в театре как о провокации немцев, оправдывающей усиление репрессий по отношению к мирным жителям. Селеменев в своей книге на основании хранящихся в НАРБ (НАРБ, 1402-1-203, л.4; НАРБ, 1402-1-185, л.9об; НАРБ, 1402-1-259, л.37; НАРБ, 1402-1-203, л.4; НАРБ, 1402-1-203, л.37; НАРБ, 1402-1-203, л.4; НАРБ, 1402-1-203, л.63) документов утверждает, что взрыв в театре устроили подпольщики Василий Оглазинский и Анатолий Толстой. Установленное ими с помощью других подпольщиков в театре мощное взрывное устройство сработало раньше времени. Подпольщики не успели покинуть театр и погибли в нем. Подпольщики надеялись, что от мощного взрыва рухнут стены старого здания театра и похоронят всех присутствующих в зале. Благодаря большому объему зрительного зала и хорошо работавшей системе естественной вентиляции толстые стены театра устояли. Не была разрушена даже кровля. Верхняя часть системы вентиляции сыграла роль предохранительного клапана, выпустив создавшееся при взрыве избыточное давление. Польский (белорусского происхождения) историк Ю.Туронок утверждает, что взрывное устройство было заложено под сценой. Последний довоенный и первый послевоенный директор театра Фаня Ефимовна Аллер в своей книге (она есть в архиве театра) утверждает, что огромной силы взрывом была повреждена только оркестровая яма и ничего не упоминает о сидевших в ней музыкантах.

Из истории театра. Театр, взамен сгоревшего в 1884 на Соборной площади (сейчас пл. Свободы), был построен благодаря инициативе и энергичной деятельности минского губернатора князя Н.Н.Трубецкого (Андрей Лукашевич. Минск губернаторский // Минский курьер. 2006, 14 октября; Дарья Сацукевич. Храм возвышенного и земного // Минский курьер.2007, 20 июля; НИАБ, 1-1-1211) считавшего театр не роскошью для 70-тысячного населения Минска, а необходимостью, играющей важную роль в нравственном воспитании жителей города. Гордума согласилась (1887) с его мнением, создала строительную комиссию, выделила ей 5 тыс. рублей и поручила ей организовать по подписке сбор денег на строительство. Местом строительства после долгих споров и возражений (в т.ч. епископа Варлаама) был выбран Александровский сквер. Строительство театра обошлось в 100 тыс. рублей, которые пожертвовали жители города. 26.06.1888 состоялась торжественная церемония закладки театра, на которую из столицы по приглашению Н.Трубецкого приехал великий князь Владимир Александрович с супругой Марией Павловной, положившие после торжественного молебна несколько золотых монет под будущий фундамент и затем каждую из них накрыли кирпичом. 5.05.1890 с особой торжественностью в присутствии губернатора, городского головы К.Э.Чапского и др. почетных гостей освятили здание построенного по последнему слову техники городского театра. Первоначально фасад здания театра выходил на небольшую площадь, расположенную на пересечении ул. Подгорной (сейчас К.Маркса) и Петропавловской (сейчас Энгельса). Сегодня эта площадь не существует (Справочное издание. Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Мн., 1988, АН БССР. С. 218).

Первый театральный сезон открылся спектаклем «Злоба дня» Н.Потехина. Впоследствии здесь выступали труппы из Парижа, Италии, Москвы, Петербурга, Вильно. План зрительного зала и расценка мест приведена в справочнике «Весь Минск» за 1911 год (с.158, 159), хранящийся в минском историческом архиве. С 1917 по 1920 театр был административным зданием.


Здание театра после революции

В 1920 — Белорусский государственный театр, с 1926 — Первый белорусский гостеатр (БГТ-1), с 1944 — театр им. Янки Купалы, затем Национальный академический театр имени Я.Купалы.

В годы войны театральная труппа была эвакуирована в Томск. За годы войны здание театра практически не пострадало. После освобождения Минска довоенного директора театра Ф.Аллер из Томска в Москву вызвал (17.07.1944) П.Пономаренко и приказал сразу вылететь его личным самолетом в Минск, где срочно подготовить здание театра для проведения торжественного заседания, посвященного освобождению Беларуси от оккупантов. Когда Аллер подъехала к театру, то увидела возле здания театра виселицы. Двери театра были крест-накрест забиты досками и огромными буквами было написано «Заминировано». На следующий день рано утром Аллер из гостиницы снова пришла к зданию театра, где должны были работать саперы. Доски со входной двери были сняты и она медленно пошла по лестнице к своему директорскому кабинету. Достала из сумочки свой довоенный ключ, вставила в замок, ключ легко повернулся и дверь в кабинет открылась. Директорский стол стоял на прежнем месте. Со стен исчезли афиши спектаклей и фотографии. В ящике стола лежали программы спектаклей за разные годы и разные бумаги. Среди них были и ее довоенные приказы по театру. В фойе театра сохранились старинные огромные зеркала в резных рамах, кожаный мебельный гарнитур XIX века, старинный оригинальный комплект кресел-двойняшек, предметы декоративно-прикладного искусства, костюмы из Радзивилловского замка в Несвиже. Все это по постановлению ЦК ВКП(б) в январе 1941 было переданы театру. В 2011 в театре (Ларыса Цiмошык. Купалаускаму тэатру вернуць гiстарычны твар // Звязда. 2010, 31 лiпеня. С.7) началась очередная реконструкция здания и эти старинные уникальные вещи после реставрации будут возвращены в Несвижский замок. В послевоенные годы документацию для реконструкции здания театра разрабатывал Белгоспоект. В 1948- 50 г.г созданием проекта надстройки, внутренней отделки зрительного зала и правительственной ложи, оркестровой ямы, подвальных помещений (БДАНТД, 3сч-1-1187; БДАНТД, 3сч-1-1188; БДАНТД, 3сч-1-1191) руководил Г. Заборский.

В 1949 был произведен капитальный ремонт здания, заменена элктропроводка и электрооборудование, но отопление помещений театра временно оставили печным. В 1956 руководство очередным проектом реконструкции здания театра руководил Духан (БДАНТД, 3-1-1593; БДАНТД, 3-1-1594). По последнему (2010-2013) плану реконструкции театра производственные и технические службы театра будут размещены на 3 подземных этажах, что увеличит общую площадь с 4 до 11 тыс. кв. метров. В соответствии с требованиями норм техники безопасности число мест в зрительном зале уменьшится с 550 до 400.

Читайте еще