Экскурсия по Минску, часть 2

Проспект Независимости (ранее — пр. Франциска Скорины) — главная магистраль нашего города. Его длина 17 км. Наша главная улица много раз меняла свое название. Она было проложена в середине 16 века как участок Московско-Венского почтового тракта. В конце 18 века, после присоединения Беларуси к Российской империи, улица была перепланирована первым губернатором Минска Захарием Корнеевым и названа в его честь Захарьевской. После революции это была улица Советская, потом — проспект Сталина, проспект Ленина, а с 1991 года, после обретения Беларусью независимости, проспект получил название в честь Франциска Скорины, теперь — проспект Независимости. Это первая улица, которая поднималась из руин после второй мировой войны в освобожденном Минске. Участок проспекта, от площади Независимости до площади Победы, протяженностью 3 км, был полностью восстановлен буквально за несколько послевоенных лет. Эта часть проспекта считается одним из лучших в мире образцов градостроительной композиции середины 20 века, прекрасным примером единого стилистического решения, хотя в застройке участвовали самые разные архитекторы, в том числе ленинградские, которые использовали пропорции Невского проспекта: ширина проезжей части ровно в два раза больше высоты домов.

пр. Независимости

Это дает ощущение простора, света, парадности и стало возможным потому, что и Невский проспект, и проспект Независимости строились практически на пустом месте. Невский проспект — отображение петровской мечты о городе-рае, городе-парадизе. Проспект Сталина в Минске — воплощение коммунистической идеи о «городе солнца», материализованном светлом будущем
(см. статью «Город-солнце»).

Кинотеатр «Центральный»

Архитектурный облик проспекта характеризуется сочетанием стилей классицизма, ампира, модерна, к каждому из которых обычно добавляют приставку «нео» или «сталинский».

пр. Независимости

Слева, на пересечении с ул. Комсомольской, — желтое здание с характерным классическим четырехколонным портиком, возведенное в 1947 году архитектором Парусниковым для комитета государственной безопасности.

Здание КГБ

Здание расположено в одной из самых высоких точек Минска. На его правом верхнем углу — башенка с наблюдательной площадкой, которую минчане прозвали «башней Цанавы». Лаврентий Цанава возглавлял Министерство национальной безопасности и, согласно городской легенде, по его приказу в нарушение всех законов симметрии была пристроена эта башенка.

«Башня Цанавы»

Для поддержания целостности композиции при строительстве в том же году угловых зданий на другой стороне проспекта на них также были сооружены башенки, в одной из которых разместились часы — первые городские часы восстановленного Минска, на сегодняшний день — старейшие часы столицы.

Башенка с часами

Всего в Минске более 50 городских часов, не считая табло на проходных предприятий и станциях метрополитена. На улице под часами, напротив здания КГБ, установлен памятник «железному рыцарю» революции Феликсу Дзержинскому. Его родина — имение Дзержиново Ошмянского уезда Виленской губернии — находилось недалеко от Минска.

Строгая и торжественная композиция проспекта, включающая административные и жилые здания, памятники и скверы, сегодня несколько нарушена современными фирменными магазинами, бутиками, ресторанами и барами, занявшие первые этажи. Сегодняшний проспект — один из торговых центров столицы.

ГУМ (на пересечении с ул. Ленина).

 

Первым крупным магазином, появившимся на проспекте в послевоенном Минске, стал ГУМ — Государственный универсальный магазин. До сих пор это один из самых популярных магазинов Минска. Здание было построено в стиле неомодерна архитекторами Гегартом и Милеги. Открытие ГУМа планировалось на 5 ноября 1951 года. К открытию сюда было завезено множество дефицитных товаров — капроновые чулки, импортная обувь, мягкие игрушки. Очередь, выстроившаяся к ГУМу утром 5 ноября, оказалась столь огромной, что перекрыла движение на проспекте. Опасаясь давки, власти не решились открыть магазин 5 ноября, и открытие состоялось только на следующий день.

ГУМ оправдал ожидания — он предстал перед покупателями, как дворец. Лестницы были сделаны из мрамора, все торговое оборудование — из ценных пород дерева. На каждом этаже — по 4 кассовых аппарата в кабинах из красного дерева. В первый день работы ГУМа было продано так много товара, что деньги не помещались в кассовые аппараты, и кассирши складывали их в корзины для белья. Следующий день, 7 ноября, был выходным для всех, но не для работников ГУМа — они подсчитывали выручку.

В ГУМе можно было не только сделать покупки. На первом этаже стояли автоматы с одеколоном. Бросив в автомат монетку, желающие получали порцию одеколона на лицо или одежду — ведь приобрести целый флакон для многих было не по карману.

Возведение главного минского магазина велось ударными темпами, но тем не менее оно было задержано, хотя и не по вине строителей: при закладке фундаментов была обнаружена торфяная жила, и пришлось ждать, пока она не была полностью разработана. Поэтому в том месте под ГУМом, где проходила жила, на правом углу на пересечении проспекта с улицей Ленина, особенно глубокие подвалы, которые сейчас используются под склады и магазин стекла.

Напротив ГУМа — здание Национального банка Республики Беларусь. В нем организован музей денег.

здание Национального банка Республики Беларусь

Улица Ленина, на протяжении всего 19 века была главной улицей города и носила в то время название Губернаторская. Это была деловая и торговая улица. Здесь находились рестораны, магазины, крупнейшая в Минске гостиница «Европа». Застройка 19 века не сохранилась. Современный облик улицы Ленина сформировался в 50-е годы, одновременно с застройкой проспекта. Кстати совсем недавно гостиница «Европа» восстановлена, правда с изменениями и отклонениями от первоначального облика.

Гостиница "Европа". 2007 г. Фото В.Котельвы

Главная улица вела к главной площади города. На протяжении четырех столетий, до 1933 года, когда был построен Дом правительства, административным, культурным и торговым центром Минска была площадь Свободы. Во времена Российской империи площадь называлась Соборной, ранее, во времена Великого княжества Литовского — Верхним рынком, а прилегающую к ней центральную часть Минска — Верхним городом. Здесь сохранились храмы и монастыри 17 века, жилая застройка 18 — 19 веков. Сейчас в Верхнем городе идет реставрация.

Застройка площади создавалась на протяжении последних трех столетий. На Верхнем рынке сохранился комплекс базилианских монастырей, бернардинский и иезуитский костелы 17 века, здание Гостиного двора 18 века, жилые дома 18 — 19 веков. В послевоенные годы было построено здание консерватории (Академия музыки).

Рыночной площадью, или попросту Рынком, в старину называли главную площадь любого белорусского города. Минский Верхний рынок, названный так в отличие от более старого Нижнего, сформировался как торговый и административный центр в 16 веке. На Рынке устраивались ярмарки, собрания горожан, проходили праздники и гулянья. По периметру площади были воздвигнуты дворцы знати, дома купцов и богатых ремесленников, корчмы, аптеки, лавки. До нашего времени сохранилось здание Гостиного двора. На его первом этаже были галантерейные и фруктовые лавки, на втором размещались богатые чайные, шелковые, суконные магазины. На третьем этаже в жилых комнатах останавливались приезжие купцы.

Бывший Гостиный двор
Бывший Гостиный двор

Торговые ряды с отдельными лавками-ячейками окружали костел бернардинского монастыря. Здесь торговали в основном купцы из Вильни, поэтому торговые ряды получили название «виленчуки».

Бывшие Торговые ряды

Верхний рынок был центром религиозной жизни. До нашего времени в перестроенном виде сохранился комплекс мужского и женского базилианского монастырей. Базилиане — от имени святого Базиля, или Василия — единственный монашеский униатский орден. Уния — союз католической и православной церквей — существовала на белорусских землях с 1596 года.

Бывший женский базилианский монастырь

Женский базилианский монастырь был заложен в 1641 году униатским митрополитом Антонием Селявой. До нашего времени хорошо сохранились коридоры и кельи монахинь с крестовыми сводами, кухня, трапезная. Сейчас в отреставрированном монастыре действует детская музыкальная школа. При реставрации зданию вернули первоначальный вид с характерным для архитектуры тех времен фигурным фронтоном, украшающим фасад со стороны бывшей улицы Доминиканской (теперь Энгельса). (Улица называлась Доминиканской от названия монастыря доминиканцев, некогда стоявшего на ней). Через Доминиканскую улицу корпус женского монастыря соединялся двухэтажным переходом со Святодуховской церковью, примыкавшей к зданию мужского монастыря и служившей как базилианам, так и базилианкам. Церковь не сохранилась, а корпус мужского монастыря столько раз менял хозяев и, следовательно, внешний облик, что в нем сегодня трудно узнать бывшую обитель. Монастырь построен в начале 17 века в виде замкнутого четырехугольника с внутренним двором — такая конструкция, напоминающая замковую, позволяла использовать монастырь в оборонных целях. Часть корпусов до сих пор сохранила внутреннюю планировку 17 века с галереями, переходами, сводчатыми потолками... При монастыре существовала школа, где изучались греческий, старославянский, белорусский и польский языки, работала типография. В монастырской библиотеке было собрано множество книг, документов, редких рукописей, в том числе известная Никифоровская летопись.

В 1795 году по распоряжению царских властей базилианские монастыри были закрыты, а четыре года спустя в здание мужского монастыря переведено Минское дворянское училище. В 1803 году оно было преобразовано в мужскую гимназию — первую классическую гимназию в Минске. В гимназии работали кабинеты физический, естественных наук, минералогии, для желающих преподавались рисование и музыка, действовали два хора и два оркестра.

В Минской гимназии получили образование выдающиеся деятели науки и культуры: композитор Станислав Монюшко, археолог Евстафий Тышкевич, поэт Янка Лучина, поэт и основатель «Общества филоматов», друг Адама Мицкевича Томаш Зан многие другие.

После пожара 1835 года гимназия была переведена в другое помещение, а в восстановленном в 1852 году в строгом классическом стиле здании разместились «присутственные места» — губернские административные учреждения. На первом этаже располагались губернская канцелярия, типография и архив, на втором — Минский окружной суд, нотариальная контора, кабинеты прокурора и вице-губернатора. Сейчас в здании работает Минский областной совет профсоюзов.

Минский областной совет профсоюзов

Целый квартал с западной стороны площади в прошлом занимали владения иезуитов: коллегиум, школа и костел Иисуса, Пресвятой Девы Марии и святой Барбары. До нашего времени сохранился лишь костел. Здания коллегиума, школы и башни с часами снесены.

2008 г. Фото Кузьмич Ольги

В XVIII веке практически все образование в Минске находилось в руках иезуитов. В иезуитской школе, расположенной слева от костела, преподавали риторику, поэзию, грамматику и синтаксис, древнееврейский язык, теологию, этику, математику, физику, логику, философию.

Костел был освящен в 1710 году. Это, несомненно, самое красивое здание из всех, возведенных в Минске с 17 по 19 века. Стиль барокко, в котором построен костел, не зря называли иезуитским — этот архитектурный стиль изначально был взят на вооружение иезуитами для воздействия на души людей. Фасад костела необычайно пластичен, но не перенасыщен деталями, характерен для белорусского барокко: фигурный фронтон заключен между двумя многоярусными башнями. На башнях установлено четыре колокола. Над входом — изображение Марии с младенцем. В восемнадцатом веке в костеле хранились реликвии святого Фелициана, а под одной из каплиц костела было захоронение Христофора Завиши — главного фундатора костела.

С 1799 г. в здании бывшего коллегиума иезуитов находились присутственные места, а с 1852 по 1917 г. — казенная палата.

Кстати, бывал в костеле иезуитов и царь Петр I (некоторое время он жил в Минске в отдельном доме). После запрещения ордена иезуитов в 1773 году костел стал приходским. Сейчас это католический Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии.

Слева от костела здание — бывшая иезуитская школа. С конца 18 века, во времена Российской империи здесь размещалась резиденция губернатора. Дом губернатора часто посещал будущий декабрист Никита Муравьев, руководитель тайного «Северного общества». В Минске был расквартирован Гвардейский корпус, выведенный сюда из Петербурга императором Александром I после возмущений Семеновского полка. В 1821 году в Минск для службы в гвардии прибыл Никита Муравьев. Блестящий офицер, образованный человек, он был принят в доме губернатора и мог пользоваться его крупнейшей в Минске домашней библиотекой. Здесь и был написан «минский вариант» проекта Конституции, главного идеологического документа декабристов.

На этом месте когда-то стоял дом губернатора

В 1918 году в бывшем доме губернатора размещались правительственные учреждения БНР — Белорусской Народной Республики, а в 1919 году работало первое советское правительство Беларуси во главе с Жилуновичем. Здесь было провозглашено создание Белорусской Советской Социалистической Республики.

Дом губернатора был полностью перестроен в послевоенное время, как и вся бывшая Губернаторская улица (теперь — Ленина).

Улица Ленина

Самым главным административным зданием на Рыночной площади была Ратуша, которая, к сожалению, не сохранилась. «Ратуша» в переводе с немецкого означает «Дом собраний», дом для заседаний городского совета. Во времена Великого княжества Литовского ратуша была непременным атрибутом каждого белорусского города, имевшего Магдебургское право, то есть право на самоуправление. Минск получил магдебургское право в 1499 году — и над «вольным городом Менском» вознесся шпиль ратуши, украшенной часами, колоколом и городским гербом с изображением Девы Марии.


18 Ратуша. Фото Чергейко Александра Ивановича.

Ратуша была снесена в середине 19 века из-за того, что «... оно своим существованием напоминала жителям об обычаях минувшего времени, о магдебургском праве...», о древних традициях самоуправления. На решении о сносе ратуши стоит собственноручная резолюция царя Николая I. От нее сохранились только фундаменты и подвальные помещения. В 2002 г. она восстановлена в соответствии с архивными документами и данными археологических раскопок.

19

Ратуша. Фото Олега Гришина.

Здание архива. Архив размещен в здании бывшего костела и монастыря бернардинцев, которые были основаны в 1624 году. Костел святого Иосифа был возведен в середине XVII века в стиле барокко. Стиль «барокко» — по-итальянски «вычурный» — любит извилистые линии: волнистая поверхность фасада, фигурный щит фронтона. Такой безбашенный тип храма с характерным фигурным фронтоном, венчающим фасад, был широко распространен в Западной Европе и нашел отражение в ранних барочных постройках в Беларуси.

Здание архива

К костелу примыкает бывший жилой корпус монастыря, за которым располагались монастырские хозяйственные постройки, конюшня, винокурня, амбар.

После белорусско-польского восстания за независимость 1863 года монастырь был упразднен. Его здания использовали как тюрьму для повстанцев, а позже приспособили под казармы. В костеле разместили архив, и до нашего времени здание используется для хранения архивов. В монастырских подвалах начинались подземные ходы, сейчас засыпанные. Один из них вел во внутренний дворик женского бернардинского монастыря, расположенного рядом с мужским. В бывшем костеле бернардинок действует православный кафедральный собор Святого Духа.

Бывший костел монастыря бернардинок

Бывший костел монастыря бернардинок построен в 1642 году. В середине 18 века после пожара костел был перестроен. В это время в белорусской архитектуре сложилось свое местное направление, известное как «виленское барокко», и выработался свой отличительный тип барочного храма. Для белорусского барокко характерна высотность, вертикальность композиции, вытянутость линий. Белорусские барочные храмы двухбашенные. Фигурный фронтон, непременная деталь барокко, уже не доминирует в композиции фасада, а располагается между двумя многоярусными башнями, на которых и сосредоточено все богатство внешней отделки. Волнообразные покрытия, сложный силуэт и сквозные проемы верхних ярусов придают башням ажурность и легкость.

К костелу примыкает трехэтажное П-образное здание монастыря. В 1582 году монастырь был закрыт. После подавления восстания за независимость 1863 года в здании монастыря работала следственная комиссия, несколько лет содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь классика белорусской литературы Дунина-Марцинкевича Камилла.

По окончании разбирательства по делу повстанцев здесь вновь поселились монахи — но уже не католические, а православные. В 1870 году строения женского бернардинского монастыря занял мужской православный монастырь Святого Духа, костел переделали в церковь. Однако и они были закрыты после Октябрьской революции. В предвоенные годы был период, когда в Минске не было ни одного действующего храма. После войны церковь Святого Духа была возвращена верующим и поныне действует как православный кафедральный собор Святого Духа. В 1986 году на башнях были установлены колокола, фронтон украсила мозаика с изображением Богоматери.

В иконостасе собора есть целый ряд замечательных икон московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Богоматери, именуемая Минской. По преданию, этот образ был написан самим евангелистом Лукой. Киевский князь Владимир, креститель Руси, привез эту икону из греческого города Херсонеса в 989 году и установил в киевской церкви. В 15 веке на Киев напали крымские татары, которые сорвали с иконы ценный оклад, а сам образ бросили в Днепр. Вопреки всем законам физики, чудесным образом икона поплыла не вниз по течению, а вверх, и 26 августа 1500 года минчане увидели на Свислочи необыкновенное сияние и обнаружили у берега икону. С тех пор 26 августа отмечается как праздник Минской Богоматери. Она считается покровительницей города. Чудотворная икона установлена в торце левого нефа кафедрального собора.

В левом нефе у боковой стены в специальной раке хранятся мощи блаженной Софии Слуцкой, защитницы православия на белорусских землях. Над ракой находится ее образ. Праведная София была последней представительницей славного рода князей Слуцких, потомков великого князя Ольгерда. Она родилась в 1585 году, рано осталась без родителей. София вышла замуж за католика Януша Радзивилла, но осталась в православии и поставила условие, что ее дети также будут православными.

Это было время, когда православных насильно заставляли принимать униатство. София, как владелица Слуцка, стала защитницей Слуцких православных святынь. Она настояла, чтобы муж исходатайствовал у короля грамоту о воспрещении принуждать к унии православных. Именно благодаря ей Слуцк остался православным городом.

Умерла София Слуцкая в возрасте 26 лет от первых родов. Но влияние праведной Софьи было так велико, что даже ее муж князь Януш Радзивилл впоследствии издавал грамоты в поддержку православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софьей традиции.

На площади Свободы стоит здание с колоннадой, возведенное в 1958 году. Это Белорусская академия музыки — крупнейший центр высшего музыкального образования, основанный в 1932 году как Белорусская государственная консерватория. Здесь готовят музыкантов и певцов, дирижеров и композиторов, музыковедов.

Академия музыки

Слева — жилая застройка Верхнего города 18 — 19 веков. Угловой трехэтажный дом, построенный в 1797 году, известен как «Дом Монюшко». В этом доме в 1830 — 1831 годах жил будущий известный музыкант, композитор, дирижер Станислав Монюшко.

Дом Монюшко

Монюшки — древний белорусский род. Детство будущего композитора прошло в поместье Убель, среди белорусских преданий и легенд, сказок и песен. Станислав Монюшко учился в Минской гимназии, в Вильне, в Берлинской академии музыки. Он автор 5 балетов, 6 кантат, 7 полонезов и многих других произведений. На либретто классика белорусской литературы Дунина-Марцинкевича Монюшко написал первую белорусскую оперу «Сялянка». Он — основатель и польской национальной оперы. Произведения Станислава Монюшко и сегодня не сходят со сцены.

В 2002 г. закончилась реставрация дома N 5 по Музыкальному переулку (Верхний город). Теперь в нем располагается Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. В нем выставлены экспонаты: старинные цимбалы и бубенцы, домотканые рушник и скатерть, а также фотоснимки, афиши. Кстати, в некоторых материалах о прошлом города он упоминается как Дом масонов. В плане дом представляет собой масонский крест. Достигается это за счет симметрично выступающих с четырех сторон центральных частей фасада. Существует легенда, что по законам ложи дом строился без окон. Оконные проемы заменялись нишами, в которые были вставлены цветные стекла. Они скрывали от любопытных масонские тайны. Впервые дом был обозначен на плане города в 1817 г. Сама масонская ложа была основана в Минске в 1816 г. и просуществовала до 1822 г., когда была запрещена решением царского правительства.

"Дом масонов"

В камерную застройку Верхнего города диссонансом врывается громадина Дворца Республики, который находится справа. Строительство Дворца велось 20 лет и было завершено в 1999 году. Во Дворце проходят конгрессы, симпозиумы, концерты, спектакли, торжественные собрания. Большой зал Дворца рассчитан на 2700 посетителей.

Напротив Дворца Республики, в живописном ряду старинной городской застройки, на ул. Интернациональной, 31, в 19 — начале ХХ века размещалась библиотека имени Пушкина.

Здесь размещалась библиотека имени Пушкина.

Дом светло-зеленого цвета с восьмиколонным портиком, который находится слева в глубине двора, известен как «Дом Ваньковичей». Усадебный дом, построенный в 18 веке, принадлежал старинному шляхетскому роду Ваньковичей. Самый знаменитый представитель рода — художник Валентий Ванькович. Он прожил недолгую жизнь — ровно 42 года, родился 12 мая 1800 года, умер 12 мая 1842 года. Во время учебы в Виленском университете Валентий Ванькович стал членом тайного студенческого общества филоматов, его друзьями-филоматами были будущие прославленные поэты Адам Мицкевич, Антон Одинец, Юлиан Корсак. Ванькович писал их портреты и дарил им, благодаря чему некоторые работы художника сохранились в государственных и частных собраниях Франции, Англии, Польши, Литвы и России.
С 1824 года Ванькович учился в Петербургской академии художеств, вошел в круг передовой петербургской интеллигенции, был знаком с Жуковским, Вяземским, Пушкиным.

В 1839 году Ванькович уехал за границу. Узнав о своей неизлечимой болезни, работал без отдыха, не щадя себя. Последнее его произведение «Богоматерь Остробрамская» навсегда осталась в парижской церкви Сен-Северин. Валентин Ванькович умер от туберкулеза в доме Адама Мицкевича на руках поэта. Похоронен на кладбище Монмартр де Сен-Дени в Париже.

Сейчас в «Доме Ваньковичей» работает музей, где можно увидеть копии самой известной картины Валентия Ваньковича — «Мицкевич на скале Аю-Даг» и автопортрета художника. В «Доме Ваньковичей» проводятся музыкальные и литературные вечера.

«Дом Ваньковичей»

Дом Ваньковичей в отличие от остальной застройки — настоящая усадьба, характерная скорее для сельской местности, поскольку располагается на самом краю Верхнего города, рядом с рекой Свислочь. Здесь кончалась центральная часть старого Минска и за Свислочью начиналось Троицкое предместье, получившее свое название, по-видимому, от костела Святой Троицы, построенного здесь в 16 веке.

Продолжение здесь

Расскажите друзьям

Поделиться

Подпишитесь на рассылку

Читайте еще